Малые инновационные предприятия по оказанию аутсоринговых услуг

Малые иновационные предприятия по оказанию аутсоринговых услуг  бухгалтерского учета как новая модель практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности студентов некоммерческих вузов экономического профиля

Глоба­лизация мировой экономики и вступление Российской Федера­ции в международный рынок капитала, создание рыночной системы учета и отчетности и переход на международные стандарты финансовой (бухгалтерской) отчетности (МСФО) потребовали создания новых элементов рыночной экономики - фирм по оказанию бухгалтерских услуг - аутсорсеров.
Цели и задачи аутсорсинга услуг как направления логисти­ки и важнейшего фактора повышения конкурентоспособности рыночных структур - обеспечить минимизацию издержек и качество обслуживания (в т.ч. гибкость, реактивность в об­служивании клиентов).
Аутсорсинг - научный инструмент рационального (опти­мального) управления потоковым процессом, в т.ч. потоком информации, повышает его эффективность как за счет сни­жения издержек по ведению процесса, так и за счет повыше­ния уровня удовлетворения потребителей услуг.
Самой важной причиной аутсорсинга послужила нехватка достаточно квалифицированного персонала в области бух­галтерских услуг, особенно для малого и среднего бизнеса.
Фирмы-аутсорсеры бухгалтерских услуг, для того чтобы ос­таваться конкурентоспособными, вынуждены постоянно сни­жать затраты и повышать качество обслуживания.
Актуальностью выбранной темы является то, что аутсорсинг стал массовым явлением в российском бизнесе. В России на сегодняшний день много самостоятельных компаний, которые специализируются на предоставлении аутсорсинговых услуг в бухгалтерской сфере. Более активно молодые, развивающиеся компании заказывают бухгалтерские услуги, тем самым можно сказать, что бухгалтерский аутсорсинг - одна из эффективных моделей ведения бизнеса.
Аутсорсинг в бухгалтерском учете - это и есть передача сторонней организации права на ведение своего бухгалтерского учета. Причем, можно передать как всю бухгалтерию, так и определенный участок учета, который требует более жесткого контроля со стороны управления. 
Бухгалтерский аутсорсинг экономически эффективен для компаний, которые добиваются своей бизнес-цели через экономию временных и материальных ресурсов. Аутсорсинг бухгалтерского учета предусмотрен законодательством России и передача функций бухгалтерии закреплена законодательно. Положительным моментом использования услуг аутсорсинговых компаний является несение ответственности за результат работы на период действия договора - если в течение периода, указанного в договоре, аутсорсинговая компания ведет учетналогоплательщика, то и по истечении срока действия договора она будет нести ответственность за те документы и действия, которые были сделаны в период действия договора.
Конечно, у аутсорсинга есть и недостатки. Важным недостатком является то, что предприниматель доверяет всю информацию о бизнесе сторонней организации. Все данные, содержащиеся во всех документах предпринимателя, являются коммерческой тайной и разглашению не подлежат. Этот момент необходимо прописать в договоре.
Цель настоящего исследования:

  1. разработка методических основ аутсорсинга бухгалтерских услуг и организации процесса ведения учета  малыми инновационными предприятиями некоммерческих Вузов  экономического профиля;
  2. управление процедурами аутсорсинга бухгалтерского учета;
  3. моделирование технологии управления эффективностью деятельности аутсорсера бухгалтерских услуг как эле­мента рыночной инфраструктуры.

1. Перспективы развития малых инновационных предприятий некоммерческих Вузов экономического профиля по оказанию аутсоринговых услуг в бухгалтерском учете

Новые подходы к развитию научно-исследовательской и инновационной деятельности требуют системных изменений в деятельности большинства российских вузов.
Такие изменения касаются как организации исследований на базе вузов, так и содержания и методов образовательного процесса. Если раньше серьезные научные исследования и разработки были прерогативой узкой группы талантливых ученых из числа профессорско-преподавательского состава и некоторых аспирантов, то сейчас они должны стать реальной частью работы всех преподавателей и большинства студентов.
В нынешних условиях становится бессмысленно учить детализированным производственным технологиям, постоянное обновление которых делает малоэффективным целый ряд традиционных дисциплин профессионального цикла. При этом повышение фундаментальности образования, в традиционном смысле освоения все более общих академических знаний, также не меняет ситуацию, поскольку не дает возможности студентам овладеть способами обновления и освоения технологий.
В связи с этим возрастает роль участия студентов в прикладных исследованиях, которые дают возможность:

  1. освоить способ обновления производственных и отраслевых технологий;
  2. «увидеть» свою будущую профессиональную деятельность в динамике, осмыслить значимость освоения фундаментальных знаний;
  3. получить опыт интенсивной практической работы (в случае, если исследования проводятся непосредственно на производстве);
  4. уточнить направление своей будущей профессиональной деятельности, профиль получаемого образования;
  5. более осмыслено, целенаправленно и мотивированно работать с информацией.

Одним из таких  предприятий, созданных на базе высших учебных заведений  будет являться созданные малые инновационные предприятия  по оказанию аутсоринговых услуг в бухгалтерском учете для предприятий малого бизнеса. 
Практические аспекты  развития малого предпринимательства Ставропольского края  и существующая система его поддержки доказывают, что малый бизнес является неотъемлемой составной частью экономики региона.  На 1 октября 2011 года общее количество субъектов  составило 143,2 тыс. единиц, из которых  на долю малых предприятий приходится  более 10 % или  14,5 тыс. единиц ( табл.1).

Таблица 1 – Социально- экономические показатели деятельности субъектов малого  
предпринимательства  Ставропольского края


Показатель

2008

2009

2010

9 месяцев 2011

9 месяцев в % к 2008

Количество субъектов малого предпринимательства, тыс. ед.

117,9

133,1

139,4

143,2

121,0

Доля занятых в малом бизнесе, % от общей среднесписочной численности занятых в крае

19,8

21,0

22,4

24,9

*

Оборот малых предприятий в расчете на душу населения, тыс.руб./чел

43,6

75,6

101,4

101,9

*

Доля малого бизнеса в ВРП, %

17,8

20,3

22,8

25,1

*

Наибольшая доля занятых в малом предпринимательстве работников приходится на не производственную сферу: предприятия торговли (27,3%) и строительства (23,9 %).  Субъектам малого предпринимательства  предоставлена возможность получения государственной поддержки, как на региональном, так и на муниципальном уровне. Это дает возможность составить прогноз развития малого предпринимательства. Рассмотрим это на примере Петровского района Ставропольского края (табл. 2).

Таблица 2- Прогноз развития малого предпринимательства в Петровском муниципальном 
районе Ставропольского края


Показатели

2011 (прогноз)

2015 (прогноз)

2020 (прогноз)

Количество субъектов малого предпринимательства, тыс. ед

294

330

340

Численность населения, занятого в малом бизнесе, тыс.чел.

4,8

5,0

5,3

Удельный вес занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике, %

26,5

28

31

Доля малого и среднего бизнеса в региональном продукте

17,8

19,0

23,0

Доля налогов от предпринимательской деятельности в общей структуре доходов муниципального образования, %

4,6

5,1

5,5

Совершенствование  экономического механизма поддержки малого бизнеса на муниципальном уровне обеспечит расширение масштабов предпринимательской деятельности. 
Анализируя структуру и виды деятельности предприятий малого бизнеса в Петровском районе  Ставропольского края, можно сказать, что  данные предприятия не нуждаются  да и порой не имеют возможности постоянно содержать штат  бухгалтерии. 
Появление нового участника отношений позволит на взаимовыгодной основе решить целый ряд важнейших задач, а именно: снизить низкоэффективные, непрофильные затраты предприятий, связанные с содержанием штата бухгалтерских работников.

2. Организационно-экономический механизм  деятельности малых инновационных предприятий по оказанию аутсоринговых услуг  бухгалтерского учета в некоммерческих Вузах экономического профиля

Научные подходы к определению понятия «аутсорсинг бизнес-процессов» (business process outsourcing, ВРО), стали появляться в последнее время в таких сферах деятельности, как финансы, бухгалтерский учет. Было выявлено, что аутсорсинг - современная методо­логия создания высокоэффективных и конкурентоспо­собных организаций в условиях жесткой конкуренции. Термин «аутсорсинг» составлен из двух слов: out -«внешний» и resourcing - «снабжение ресурсами».
Аутсорсинг - это передача внутренних бизнес-функций или процессов иногда вместе с соответствующими акти­вами внешнему (стороннему) поставщику или провайдеру, который предоставляет услугу в течении установленного времени по согласованным сторонами расценкам.
Создание малых инновационных предприятий (далее МИП) позволит  решить как минимум две задачи. Это удовлетворение потребностей малого бизнеса в услугах  по сопровождению бухгалтерского учета, вторая - получение практических навыков студентами вузов экономического профиля и внедрение инновационных технологий в развитие бухгалтерского учета предприятий малого бизнеса.
Благодаря услугам бухгалтерских компаний предприятия могут быть уверены, что не останутся без сотрудника в случае его болезни, отпуска или увольнения. Обслуживающая вас компания всегда найдет ему замену. В дополнение к этому,  можно с большей гибкостью варьировать составом и численностью бухгалтерского персонала, что соответственно сделает работу компании более гибкой и приспособленной к изменениям. Что особенно ценно, если есть риск временного снижения уровня финансового оборота компании, а также вероятность изменения профиля деятельности.
Кроме выше описанной гибкости в работе, ведение бухгалтерского учета организации будет производиться на самом высоком уровне. Ведь получая подобные услуги ведения бухгалтерского учета, предприятия получат доступ не только к большим объемам необходимой информации и новейшим технологиям, но и к высокопрофессиональному опыту преподавательского состава вуза. Причем знание передовых технологий это одно из главных преимуществ вузов. Работая со множеством клиентов и ситуаций, а также, имея узкоспециализированную направленность деятельности, такие МИП могут накопить настолько высокопрофессиональный опыт, который поможет «выкрутиться» из самых сложных и нестандартных ситуаций. Именно поэтому, подобное бухгалтерское сопровождение организаций, можно в ряде случаев назвать наиболее соответствующим соотношению цены и качества предоставляемых услуг.
В нормативно-законодательной литературе нет клас­сификации и самого определения аутсорсинга бухгал­терского учета. Имеется определение услуг, сопутствующих аудиту, которые можно представить как две группы:

  1. услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки (ФЗ от 7 ав­густа 2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
  2.  услуги контроля, которые могут оказать своим клиентам частнопрактикующие аудиторы и аудиторское организации: налоговое консультирование; АХД; правовое консультирование, а также представление интересов эконо­мического субъекта в налоговых органах и перед другими третьими лицами, постановка бухгалтерского учета, автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;   оценку стоимости   имущества, оцену предприятий как имущественного комплекса;  оцен­ку предпринимательских рисков и т.д.);
  3.  услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки (ФЗ от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

МИП  по оказанию  аутсоринговых услуг  бухгалтерского учета  может оказывать достаточно широкий спектр услуг. Классификацию этих услуг можно представить в виде схемы (рис. 1).

Рисунок 1- Классификация видов аутсоринговых услуг  бухгалтерского учета

Оказание аутсоринговых услуг  бухгалтерского учета  ведется на основе заключенного договора, который дает возможность  обоснованно подходить  к определению стоимости  оказываемых услуг и способствует рациональному использованию имеющихся  финансовых ресурсов.  Схема формы организации бухгалтерского учета приведена на рисунке 2.
  
Рисунок 2 – Схема организации бухгалтерского учета, основанная на передаче ведения бухгалтерского учета внешней организации (МИП) – аутсорсеру.
МИП-аутсорсер, как любое другое предпри­ятие, как любой другой субъект предпринимательства РФ подчиняется организационно-экономическому механизму, включающему следующие элементы:

  1. государственное    нормативно-правовое    регулирование деятельности;
  2. рыночный механизм регулирования деятельности;
  3. внутренний механизм регулирования отдельных аспектов деятельности аутсорсеров;
  4. система конкретных методов и приемов осуществления деятельности.

Заключение

Таким образом, в настоящей работе исследованы отдельные аспекты создания МИП по оказанию аутсоринговых услуг  бухгалтерского учета в некоммерческих Вузах экономического профиля, а  теоретических основ аутсорсинга бухгалтерского учета. Созданные МИП служат также посредниками для продвижения инновационных продуктов  на рынок.
Аутсорсинг стал массовым явлением в российском бизнесе. В России на сегодняшний день много самостоятельных компаний, которые специализируются на предоставлении аутсорсинговых услуг в бухгалтерской сфере. Более активно  молодые, развивающиеся компании заказывают бухгалтерские услуги, тем самым можно сказать, что бухгалтерский аутсорсинг - одна из эффективных моделей ведения бизнеса. Бухгалтерский аутсорсинг экономически эффективен для компаний, которые добиваются своей бизнес-цели через экономию временных и материальных ресурсов. Аутсорсинг бухгалтерского учета предусмотрен законодательством России и передача функций бухгалтерии закреплена законодательно.                                                                                                                          

Положительным моментом использования услуг аутсорсинговых компаний является несение ответственности за результат работы на период действия договора - если в течение периода, указанного в договоре, аутсорсинговая компания ведет учет налогоплательщика, то и по истечении срока действия договора она будет нести ответственность за те документы и действия, которые были сделаны в период действия договора.

Предыдущая Следующая