Оценка конкурентоспособности банков банковской системы

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что конечная цель всякого банка — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий банка. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности услуг банка и от конкурентоспособности в конечном итоге  самого банка.
Кризис 2008 года очень сильно ударил по всем российским банкам. Однако эти же события способствовали активизации процесса перераспределения клиентской базы, что позволило  наиболее эффективно работающим банкам расширить свое присутствие на рынке, а в то время как неэффективные кредитные организации существенно сдали свои рыночные позиции или даже разорились. 
Таким образом, основной задачей для банков за период 2007-2010 гг. было внедрение, так и  захват максимальной доли рынка банковских услуг Челябинской области.
Цель работы оценка конкурентоспособности банков Банковской системы Челябинской области  на начало 2011 года. 
Для реализации указанной цели были поставлены  следующие задачи:

  1. Изучить понятие конкуренция.
  2. Охарактеризовать рынок кредитования.
  3. Изучить рынок вкладов населения банковской системы Челябинской области.
  4. Проанализировать  активы  коммерческих  банков Челябинской области.
  5. Охарактеризовать капитал как индикатор работы банка на конкурентных рынках.
  6. Рассмотреть  балансовую  прибыль местных банков Челябинской области.
  7. Выявить прогноз развития банковского сектора Челябинской области

Предметом статьи  является исследование конкуренции по Челябинской области за 2007-2010гг.
В качестве объекта исследования были выбраны 11 банков Челябинской области ( Челиндбанк, Кредит Урал банк, Челябинвестбанк, Углеметбанк, Мечел банк (Монетный дом),Снежинский, Челябкомзембанк, Ураллига, Уралпромбанк, Резерв, Хлебный (НБК-Банк), УИК-Банк (с 2010 г.).)

Глава 1.Конкуренция на рынке банковских услуг Челябинской области.

1.1. Конкуренция: понятие, сущность. Рынок кредитования.

Проанализировав около 20 определений понятия «конкуренция» таких авторов как: Портера М., Фатхутдинова Р.А., Смита А., Юданова А.Ю. и других, а также ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», мы пришли к выводу что, конкуренция – это соперничество (борьба) между организациями за более выгодные условия продажи-покупки, захвата наибольшей доли рынка и получение прибыли.          
Благополучие банков в значительной мере зависит от наличия надежных заемщиков, и борьба за таких клиентов ведется достаточно агрессивно и жестко. На 01.01.2011 остатки на счетах кредитов, выданных банковской системой Челябинской области физическим и юридическим лицам, составили  сумму      49 680 млн.руб. 
Лидирующую позицию  по объему выданных кредитов юридическим и физическим лицам занимает ОАО «Челиндбанк»  15 098 млн.руб. или 30,39% от всего объема выданных кредитов по Челябинской области и ОАО «Челябинвестбанк», который выдал на сумму  12 740 млн.руб. или 25,65% от всего объема выданных кредитов региональными банками. Третье место по выданным кредитам занимает ОАО «Кредит Урал Банк» - 9 032 млн.руб. или 18,18%. Четвертое место занимает ОАО «Снежинский», который выдал кредитов на сумму 6 042 млн.руб. или 12,16% от всего объема выданы кредитов Челябинскими банками. Остальные 7 банков занимают  13,62% от всей  доли выданных кредитов Челябинскими банками, сто составляет 6 767 млн. руб. (таблица 1,2)
Основные показатели банков Челябинской области
за период с 01.01.2007- по 01.01.2011 гг.   (млн. руб.)     
Таблица 1


n/n

Показатели по банкам

на 01.01.2007

на 01.01.2008

на 01.01.2009

на 01.01.2010

на 01.01.2011

1

Активы

67025

85611

95146

100245

122860

2

Капитал

9405

11184

13794

16921

15184

3

Депозиты

26150

35132

33467

42684

35213

4

Кредиты

42957

53665

61948

56992

49680

5

Балансовая прибыль за

-

2260

2239

1042

1734

Балансовая прибыль банков Челябинской области за период 2007 – 2010 гг. (млн. руб.)

Таблица 2


n/n

Показатели по банкам

За 2007 год

за 2008 год

за 2009 год

За 2010 год

1

Балансовая прибыль

2260

2239

1042

1734

Из данных таблиц можно увидеть, что за период с 01.01.2007- по 01.01.2009 гг.  по Челябинской области произошло  увеличение выданных кредитов  юридическим и физическим лицам (таблица 3) на 15,43%, т.е. на 8 283 млн.руб., но за период 01.01.2010-01.01.2011 было резкое уменьшение выданных кредитов на 7 312 млн.руб. или на  12,83%,что свидетельствует о том что банки еще не успели оправится  после кризиса 2008 года.
Изменения основных показателей
Банков Челябинской области за  период с 01.01.2008- по 01.01. 2011 гг.                                                                       Таблица 3


Показатели по банкам

?2008

?2009

?2010

Абсолютное отклонение  (?)

Темп прироста (%)

Абсолютное отклонение  (?)

Темп прироста (%)

Абсолютное отклонение  (?)

Темп прироста (%)

Активы

18586

27,73

9535

11,14

5099

5,36

Капитал

1779

18,92

2610

23,34

3127

22,67

Депозиты

8982

34,35

-1665

-4,74

9217

27,54

Кредиты

10708

24,93

8283

15,43

-4956

-8,0

Балансовая прибыль

43

1,94

-21

-0,93

-1197

-53,41

           За рубежом вклады населения считаются одним из наиболее устойчивых банковских пассивов с четко определенной срочностью. В относительно стабильных условиях, которые мы имеем в 2007-2010 гг., указанный ресурс же остается в определенной мере привлекательным.     

1.2.    Рынок вкладов населения

На 01.01.2011 было привлечено депозитов на сумму 35213 млн.руб. 
Самым крупным  по объему привлеченных депозитов физическим лицам  занимает ОАО «Челиндбанк»,они  привлекли  15 млн.руб. или 30,55% от всего объема привлеченных депозитов по Челябинской области и ОАО «Челябинвестбанк», который привлек  на сумму  11 632 млн.руб. или 22,95% от всего объема размещенных  депозитов региональными банками. Третье место по располагаемым  депозитам занимает ОАО «Кредит Урал Банк» - 11 174 млн.руб. или 22,05%. Четвертое место занимает ОАО «Снежинский», который привлек   на сумму 4 129 млн.руб. или 12,16% от всего объема депозитов  Челябинскими банками. Остальные 7 банков занимают  16,3% от всей  доли вкладов населения  Челябинскими банками, сто составляет 8 263 млн.руб. (таблица 1).
Таким образом мы видим из таблицы 3, что за период с 01.01.2007-по 01.01.2008 гг. было увеличение депозитов на 24,92% или на 10 708 млн. руб, а за период 01.01.2009 произошло сокращение депозитов на 4,74% или на 1 665 млн.руб. Но за время 01.01.2010 года произошло значительное увеличение вкладов населения на 9 217 млн.руб. или 27,54%.,но за период 01.01.2011 также произошло уменьшение  депозитов в размере 7 471 млн.руб. или 17,51%. Этому также могло способствовать кризис 2008 года. Это связано с тем, что физические лица имеют альтернативы использования свободных ресурсов, прежде всего на потребительском рынке и рынке наличной валюты. То есть ставки по вкладам снизу достаточно жестко ограничены уровнем обесценения национальной валюты.

Глава 2. Конкуренция в Челябинской области по ресурсам коммерческого банка.
2.1.Активы – первый показатель конкурентоспособности банка.

Активы коммерческого банка – это статьи бухгалтерского баланса, отражающие размещение и использование ресурсов коммерческого банка. Банковские активы обычно образуются от размещения собственных и привлеченных средств с целью получения дохода, поддержания ликвидности и обеспечения функционирования банка. На 01.01.2011 было размещено активов  на сумму 122 860 млн.руб.
Наибольшими активами   обладает ОАО «Челиндбанк» в размере  30 759 млн. руб. или 27,25% от всего объема располагаемых активов  по Челябинской области и ОАО «Кредит Урал Банк», который обладает активами на сумму       28 241 млн. руб. или 25,01% от всего объема имеющих активов региональными банками. Третье место по активам занимает ОАО «Челябинвестбанк – 21 781 млн. руб. или 19,3%. Четвертое место занимает ОАО «Углеметбанк», который обладает активами  на сумму 12 693 млн.руб. или 11,25% от всего объема активов по  Челябинским банкам. Остальные 7 банков занимают  17,18% от всей  доли активов  Челябинскими банками, что составляет 19 387 млн. руб. (таблица 1).
Таким образом, за период с 01.01.2007- по 01.01.2011 гг. все банки увеличили свои активы (таблица 1).

2.2. Капитал как индикатор работы банка на конкурентных рынках.

Капитал является одной из наиболее важных интегральных характеристик коммерческого банка. Его размер в абсолютной выражении определяется способность банка сохранять устойчивость в кризисные периоды, иными словами, характеризует возможности кредитной организации нести убытки без нанесения серьезного ущерба своей платежеспособности. Капитал также отражает совокупную эффективность работы банка, степень доверия акционеров и клиентов к его деятельности, качество менеджмента.
На 01.01.2011года всего капитала по Челябинским банкам составляет       15 184 млн. руб. 
Первенство банков возглавляет  ОАО «Челиндбанк», который обладает     4 624 млн.руб. или 30,45% от всего объема капитала  Банковской системы Челябинской области и ОАО «Челябинвестбанк», который обладает капиталом на сумму  3 841 млн.руб. или 25,3% от всего объема капитала региональными банками. Третье место по капиталу занимает ОАО «Кредит Урал Банк» - 3 343 млн. руб. или 22,02%. Четвертое место занимает ОАО «Снежинский», который обладает капиталом на сумму 1 155 млн.руб. или 7,61% от всего объема активов  Челябинскими банками. Остальные 7 банков занимают  14,63% от всей  доли капитала  Челябинских банков, сто составляет 2 221 млн.руб. (таблица 1).
Из таблицы 3 видно, что за период с 01.01.2007- по 01.01.2010 банки увеличили свой капитал в 1,5 раза. Однако за период 01.01.2011 произошло незначительное сокращение капитала до 10%.Это связано с тем, что банки еще не успели восстановится после кризиса 2008 года.

2.3. Балансовая прибыль – как показатель конкурентоспособности коммерческого банка

Прибыль коммерческого банка – это финансовый результат деятельности банка в виде превышения доходов над расходами. Полученная прибыль является базой для увеличения и обновления основных фондов банка, прироста его собственного капитала, гарантирующего стабильность финансового положения и ликвидность баланса, обеспечения соответствующего уровня дивидендов, развития и повышения качества банковских услуг.
На период 01.01.2011 балансовая прибыль Челябинских банков составила 1 734 млн.руб.
Лидирующую позицию  занимает ОАО «Челиндбанк»,они  получили  521  млн.руб. или 30,03% от всего объема полученной прибыли  по Челябинской области и ОАО «Кредит Урал Банк», который получил прибыль   494 млн.руб. или 28,5% от всего объема балансовой прибыли  региональных банков. Третье место по прибыли  занимает ОАО «Челябинвестбанк» - 452 млн.руб. или 26%. Четвертое место занимает ОАО «Углеметбанк», который получил прибыль  на сумму 145 млн.руб. или 8,38% от всего объема полученной прибыли Челябинскими банками. Остальные 7 банков занимают  7,04% от всей  доли балансовой прибыли  Челябинскими банками, что составляет 122 млн. руб. (таблица 1).

Заключение

В рыночной экономике нельзя победить навсегда. Финиш всегда промежуточный.  Мы проанализировали банки Челябинской области по пяти показателям кредиты, капитал, депозиты привлечённые, активы, балансовая прибыль и составили рейтинг конкурентоспособности банков Челябинской области
Рейтинг конкурентоспособности банков Челябинской области на 01.01.2011 гг.
Таблица 4


Банки

Кредиты

Капитал

Депозиты

Активы

Балансовая прибыль

Общий итог

ОАО "ЧЕЛИНДБАНК"

1

1

1

1

1

5

ОАО "ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК"

2

2

2

3

3

12

ОАО "КРЕДИТУРАЛБАНК"

3

3

3

2

2

13

ОАО "УГЛЕМЕТБАНК"

7

5

4

4

4

24

ОАО "БАНК СНЕЖИНСКИЙ"

4

4

5

5

6

24

ЗАО "УРАЛЛИГА"

5

7

8

7

7

34

ОАО "УРАЛПРОМБАНК"

6

6

6

6

10

34

ОАО "РЕЗЕРВ"

11

9

7

8

8

43

ЗАО "ЧЕЛЯБКОМЗЕМБАНК"

9

8

11

10

8

46

ОАО "ХЛЕБНЫЙ"

10

11

9

11

5

46

ООО "УИК-Банк"

8

10

10

9

11

48

На основании таблицы 4 можно сделать вывод, что самым конкурентоспособным банком банковской системы Челябинской области на начало 2011 года являлся ОАО «Челиндбанк» который занял по всем показателям деятельности первое место. Второе и третье место занял ОАО «Челябинвестбанк» и ОАО «КредитУралБанк». Самыми неконкурентоспособными являются банки: ЗАО "Челябкомзембанк", ОАО "Хлебный", ООО "УИК-Банк.

Предыдущая Следующая