Статьи на русском

Оценка конкурентоспособности банков банковской системы

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что конечная цель всякого банка — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий банка. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности услуг банка и от конкурентоспособности в конечном итоге самого банка.

Кризис 2008 года очень сильно ударил по всем российским банкам. Однако эти же события способствовали активизации процесса перераспределения клиентской базы, что позволило наиболее эффективно работающим банкам расширить свое присутствие на рынке, а в то время как неэффективные кредитные организации существенно сдали свои рыночные позиции или даже разорились.

Таким образом, основной задачей для банков за период 2007-2010 гг. было внедрение, так и захват максимальной доли рынка банковских услуг Челябинской области.

Цель работы оценка конкурентоспособности банков Банковской системы Челябинской области на начало 2011 года.

Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить понятие конкуренция.
  2. Охарактеризовать рынок кредитования.
  3. Изучить рынок вкладов населения банковской системы Челябинской области.
  4. Проанализировать активы коммерческих банков Челябинской области.
  5. Охарактеризовать капитал как индикатор работы банка на конкурентных рынках.
  6. Рассмотреть балансовую прибыль местных банков Челябинской области.
  7. Выявить прогноз развития банковского сектора Челябинской области

Предметом статьи является исследование конкуренции по Челябинской области за 2007-2010гг. В качестве объекта исследования были выбраны 11 банков Челябинской области ( Челиндбанк, Кредит Урал банк, Челябинвестбанк, Углеметбанк, Мечел банк (Монетный дом),Снежинский, Челябкомзембанк, Ураллига, Уралпромбанк, Резерв, Хлебный (НБК-Банк), УИК-Банк (с 2010 г.).)

Глава 1.Конкуренция на рынке банковских услуг Челябинской области.



1.1. Конкуренция: понятие, сущность. Рынок кредитования.

Проанализировав около 20 определений понятия «конкуренция» таких авторов как: Портера М., Фатхутдинова Р.А., Смита А., Юданова А.Ю. и других, а также ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», мы пришли к выводу что, конкуренция – это соперничество (борьба) между организациями за более выгодные условия продажи-покупки, захвата наибольшей доли рынка и получение прибыли.

Благополучие банков в значительной мере зависит от наличия надежных заемщиков, и борьба за таких клиентов ведется достаточно агрессивно и жестко. На 01.01.2011 остатки на счетах кредитов, выданных банковской системой Челябинской области физическим и юридическим лицам, составили 49 680 млн.руб.

Лидирующую позицию по объему выданных кредитов юридическим и физическим лицам занимает ОАО «Челиндбанк» 15 098 млн.руб. или 30,39% от всего объема выданных кредитов по Челябинской области и ОАО «Челябинвестбанк», который выдал на сумму 12 740 млн.руб. или 25,65% от всего объема выданных кредитов региональными банками. Третье место по выданным кредитам занимает ОАО «Кредит Урал Банк» - 9 032 млн.руб. или 18,18%. Четвертое место занимает ОАО «Снежинский», который выдал кредитов на сумму 6 042 млн.руб. или 12,16% от всего объема выданы кредитов Челябинскими банками. Остальные 7 банков занимают 13,62% от всей доли выданных кредитов Челябинскими банками, сто составляет 6 767 млн. руб.

2.2. Капитал как индикатор работы банка на конкурентных рынках.



Капитал является одной из наиболее важных интегральных характеристик коммерческого банка. Его размер в абсолютной выражении определяется способность банка сохранять устойчивость в кризисные периоды, иными словами, характеризует возможности кредитной организации нести убытки без нанесения серьезного ущерба своей платежеспособности. Капитал также отражает совокупную эффективность работы банка, степень доверия акционеров и клиентов к его деятельности, качество менеджмента.

На 01.01.2011года всего капитала по Челябинским банкам составляет 15 184 млн. руб.

Первенство банков возглавляет ОАО «Челиндбанк», который обладает    4 624 млн.руб. или 30,45% от всего объема капитала Банковской системы Челябинской области и ОАО «Челябинвестбанк», который обладает капиталом на сумму 3 841 млн.руб. или 25,3% от всего объема капитала региональными банками. Третье место по капиталу занимает ОАО «Кредит Урал Банк» - 3 343 млн. руб. или 22,02%. Четвертое место занимает ОАО «Снежинский», который обладает капиталом на сумму 1 155 млн.руб. или 7,61% от всего объема активов Челябинскими банками. Остальные 7 банков занимают 14,63% от всей доли капитала Челябинских банков, сто составляет 2 221 млн.руб.

Из таблицы 3 видно, что за период с 01.01.2007- по 01.01.2010 банки увеличили свой капитал в 1,5 раза. Однако за период 01.01.2011 произошло незначительное сокращение капитала до 10%.Это связано с тем, что банки еще не успели восстановится после кризиса 2008 года.

2.3. Балансовая прибыль – как показатель конкурентоспособности коммерческого банка

Прибыль коммерческого банка – это финансовый результат деятельности банка в виде превышения доходов над расходами. Полученная прибыль является базой для увеличения и обновления основных фондов банка, прироста его собственного капитала, гарантирующего стабильность финансового положения и ликвидность баланса, обеспечения соответствующего уровня дивидендов, развития и повышения качества банковских услуг.

На период 01.01.2011 балансовая прибыль Челябинских банков составила 1 734 млн.руб.

Лидирующую позицию занимает ОАО «Челиндбанк»,они получили 521 млн.руб. или 30,03% от всего объема полученной прибыли по Челябинской области и ОАО «Кредит Урал Банк», который получил прибыль  494 млн.руб. или 28,5% от всего объема балансовой прибыли региональных банков. Третье место по прибыли занимает ОАО «Челябинвестбанк» - 452 млн.руб. или 26%. Четвертое место занимает ОАО «Углеметбанк», который получил прибыль на сумму 145 млн.руб. или 8,38% от всего объема полученной прибыли Челябинскими банками. Остальные 7 банков занимают 7,04% от всей доли балансовой прибыли Челябинскими банками, что составляет 122 млн. руб.

Заключение



В рыночной экономике нельзя победить навсегда. Финиш всегда промежуточный. Мы проанализировали банки Челябинской области по пяти показателям кредиты, капитал, депозиты привлечённые, активы, балансовая прибыль и составили рейтинг конкурентоспособности банков Челябинской области
Статьи