Статьи на русском

Аутсорсинг в сфере бухгалтерских услуг в России

В условиях реальной опасности финансовых кризисов, нестабильной ситуации в мировой экономике и роста конкуренции, современные компании стремятся максимально сократить издержки и улучшить качество бизнес-процессов. Успех любой организации зависит от ее ликвидности, максимально эффективного и отлаженного механизма учета финансовых ресурсов предприятия и контроля над их использованием. Система бухгалтерского учета позволяет привести данный механизм в действие.

В настоящее время, систему бухгалтерского учета можно определить не только как ведение учета непосредственно «внутри» бизнеса. Довольно часто компании прибегают к «внешней бухгалтерии», пытаясь сконцентрироваться на решении приоритетных задач основного бизнеса при максимальном сокращении затрат времени, сил и денег на «поддерживающие» функции. Одним из эффективных инструментов для этого служит бухгалтерский аутсорсинг, который в свою очередь выделяется как самостоятельный бизнес предоставления услуг по ведению бухгалтерского учета. Именно поэтому на сегодняшний день проблема конкурентоспособности бухгалтерского аутсорсинга и бухгалтерского учета как части системы управления является актуальной для любой компании.

Аутсорсинг– относительно новый вид услуг на российском рынке. Успешно осуществляющиеся на западе аутсорсинговые услуги сегодня находят своего потребителя и в Российской Федерации. Еще совсем недавно потребителями таких услуг в нашей стране были в основном представительства иностранных компаний и совместные предприятия. Теперь же к услугам аутсорсеров все чаще прибегают обычные российские фирмы. Объясняется все довольно просто: возрастающая конкуренция на потребительском рынке товаров, работ или услуг требует от субъектов предпринимательства роста эффективности производства и сокращение издержек. Во многом решить эту проблему помогает именно аутсорсинг. И хотя, многие крупные российские организации сегодня пока только присматриваются к этому, сравнительно молодому виду услуг, малый и средний бизнес уже активно пользуется услугами аутсорсеров в плане информационных технологий, финансового и кадрового аутсорсинга.

Мы же попытаемся разобраться в значении аутсорсинга бухгалтерского учета для российских компаний, в его особенностях, а также в достоинствах и недостатках использования данного вида услуг в России.

Основные этапы развития аутсорсинга бухгалтерского учета в России



Бухгалтерский аутсорсинг в специфических формах существовал еще в СССР, а именно: практиковалась передача бухгалтерской функции по расчетам оплаты труда за пределы организации и частичная передача контрольной функции сторонней организации.

Первую форму бухгалтерского аутсорсинга практиковали:
так как в 70-х годах не было вычислительных машин, поэтому рассчитывали заработную плату и налоги посредством услуг вычислительных центров. А вторая - была обычным делом - применялась система перекрестных проверок, т.е. ревизии проводились сторонними организациями, не специализирующимися на такой деятельности. Также существовала передача контрольной функции вышестоящим организациям. Все это способствовало регулярному контролю за правильностью ведения бухучета и обмену опытом между специалистами. Такая структура взаимоотношений лишь отчасти является аутсорсингом, поскольку проверки проводились либо на зависимых предприятиях, либо принадлежавшим к той же отрасли. Но принципы удаленного администрирования здесь явно прослеживаются: часть функций бухгалтерии выводилась за пределы организации.

Развитие аутсорсинга в его современном понимании относится в России к 90-м годам. Бухгалтерский аутсорсинг зародился на рынке услуг аудита и является одним из самых молодых, но достаточно перспективных услуг в сфере бизнеса. Передача бухгалтерского учёта сторонней фирме-исполнителю значительно облегчает деятельность многих компаний. До недавнего времени услугами российских аутсорсеров пользовались представители зарубежных фирм и совместные предприятия, да и то не все.

В настоящее время к данным услугам все чаще прибегают отечественные компании и фирмы. Если говорить о бухгалтерском аутсорсинге в нашей стране, как об одном из основных видов аутсорсинга, то эта услуга на российском рынке весьма перспективна. Особенно выгодны и удобны аутсорсеры для компаний, занимающихся различными видами деятельности. Обуславливается это тем, что очень сложно найти экономиста, одинаково хорошо разбирающегося в торговле и строительстве, в туризме и гостиничном бизнесе.

Кроме этого, большие издержки не позволяют держать слишком большой штат бухгалтерских работников (заработная плата, отпуска, социальные выплаты, налоги и т.д.). И если всё ведение бухгалтерского хозяйства передать фирме–аутсорсеру, то вместо организационных проблем можно глубже вникать в проблемы ведения бизнеса и сосредотачиваться на извлечении прибыли.

Бухгалтерский аутсорсинг



Аутсорсинг (в переводе с англ. «out source» – внешний ресурс, источник) – способ оптимизации деятельности предприятий за счет сосредоточения усилий на основном предмете деятельности и передачи непрофильных функций и корпоративных ролей внешним специализированным компаниям.

Смысл аутсорсинга сводится к следующему:
в результате использования внешнего ресурса для выполнения определенных собственных задач - передаче вспомогательных функций профессиональному партнеру - происходит сосредоточение всех внутренних ресурсов на том виде деятельности, который является основным для организации. Контроль и оперативное взаимодействие обеих сторон направлено на достижение необходимого результата.

В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96 г. в зависимости от объема учетной работы, руководитель организации может самостоятельно определить организационную систему бухгалтерского учета в организации. Одним из предлагаемых вариантов является возможность передачи на договорных началах полномочий по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. Такая форма организации бухгалтерского учета называется бухгалтерским аутсорсингом.

Бухгалтерский аутсорсинг - регулярное и долговременное бухгалтерское обслуживание компании, которое основывается на передаче ведения налогового и бухгалтерского учета сторонней организации, специализирующейся на бухгалтерском обслуживании.

  1. Оно может включать в себя составление нулевой отчетности при регистрации компаний с последующим формированием всех требуемых регистров учета, ведение бухгалтерской отчетности, составление и предоставление в положенные сроки внешней отчетности в имущественно-налоговые службы, юридическую защиту интересов компании в налоговых органах, органах статистического учета и внебюджетных фондах.
  2. Возможно формирование бухгалтерской отчетности на основании предоставляемых компанией компании-аудитору первичных документов или восстановление первичной отчетности в случае утери (или не грамотного составления) этих документов.

Бухгалтерское сопровождение дает возможность компании сконцентрировать всё внимание на своем бизнесе, а также минимизировать финансовые и управленческие расходы и снизить финансовые риски. Передавая ведение высококвалифицированным специалистам налогового и бухгалтерского учета, руководитель фирмы обеспечивает стабильное развитие бизнеса. Теоретически и практически, бухгалтерская компания может полностью выполнять все функции бухгалтерии предприятия вплоть до исполнения банковских платежей и выставления первичных документов контрагентам. Однако это не исключает возможности построения достаточно сложных и гибких бизнес-процессов с использованием внешних компаний и собственных сотрудников для достижения максимальной эффективности.

Аутсорсинг бухгалтерского учета становится все более актуальным и популярным для многих компаний, особенно, для малого и среднего бизнеса, так как в условиях жесткой конкуренции необходима максимальная оптимизация структуры затрат. В связи с чем, в настоящее время в мире существуют разнообразные виды аутсорсинга бухгалтерского учета, которые отличаются функциями, передаваемыми на аутсорсинг. Многие из них успешно применяются на российских предприятиях. Выделяют следующие бухгалтерские функции, которые обычно передают компаниям-аутсорсерам:

  • бухгалтерский учет полностью;
  • расчет заработной платы;
  • составление промежуточной и годовой отчетности;
  • ведение дел с налоговыми органами
  • составление управленческой отчетности и др.

Стимулирующие и сдерживающие факторы развития отечественного аутсорсинга бухгалтерского учет



Передача сторонней компании определенных бизнес-функций на основании договора подряда подразумевает, что компания-исполнитель указанных функций специализируется на данном виде услуг и это дает заказчику возможность быть уверенным, что работа будет выполнена в срок, качественно и профессионально. К сожалению, как и ко всему новому, руководители российских предприятий с недоверием относятся к аутсорсингу, хотя наиболее прогрессивные зарубежные и российские компании все больше и больше передают функции обслуживающих подразделений на аутсорсинг.

Выделим основные достоинства и недостатки развития рынка бухгалтерского аутсорсинга. Достоинства и недостатки развития рынка аутсорсинга бухгалтерского учета. Если принять во внимание все перечисленные выше факторы, чаша весов может склониться в пользу аутсорсинга. Если же сравнивать не просто цену, а смотреть на проблему с точки зрения «цена-качество», то бизнес-модель с использованием аутсорсинга становится предпочтительней.

Для большей наглядности преимуществ перехода от штатной бухгалтерии к использованию услуг компании-аутсорсера рассмотрим примеры на основе двух реально существующих компаний А и Б. Предположим, что эти компании передали на аутсорсинг только учет расчета заработной платы. Как правило, к такому решению прибегают организации, находящиеся на упрощенной системе налогообложения.

Для оценки стоимости штатного бухгалтера по расчету заработной платы, важно учитывать не только их официальное вознаграждение, но и ряд дополнительных издержек, а именно:

  • совокупная налоговая нагрузка составляет не менее 30% от фонда заработной платы.
  • социальные гарантии составляют не менее 10% от фонда заработной платы (отпускные, больничные, пособия при увольнении и др.)
  • накладные расходы составляют не менее 5 % от фонда заработной платы (расходы с арендой помещения, использованием компьютерного оборудования, обучением и прочими расходами на содержание сотрудников, которые несет компания).



По данным таблиц видно, что содержать штатного бухгалтера не выгодно в обоих случаях, а особенно для компании А. Учитывая все преимущества бухгалтерского аутсорсинга, переход на аутсорсинг бухгалтерии является оптимальным решением для большинства организаций, но особенно актуальным для представителей малого и среднего бизнеса, которые могут существенно выиграть в качестве бухгалтерского обслуживания, избежать штрафных санкций и снизить свои затраты.

Таким образом, аутсорсинг бухгалтерского учета действительно является одним из эффективных механизмов передачи непрофильных функций компании, в частности бухгалтерских процессов или отдельных функций бухгалтерии профессиональному поставщику данных услуг.

Заключение



Успех любой компании зависит от того, насколько быстро и эффективно она адаптируется в условиях реальной опасности финансовых кризисов, нестабильной ситуации в мировой экономике и роста конкуренции, а также от того, насколько максимально организация сумеет сократить издержки и улучшить качество бизнес-процессов. Одним из эффективных инструментов для этого служит бухгалтерский аутсорсинг, который в свою очередь выделяется как самостоятельный бизнес предоставления услуг по ведению бухгалтерского учета.

Передача сторонней компании определенных бизнес-функций, имеет множество существенных преимуществ, по сравнению с содержанием собственного штата. Наиболее значимыми из них являются возможность сосредоточения внимания и средств на основном предмете деятельности и значительная минимизация финансовых и управленческих расходов, способность снизить финансовые риски. Если учесть все достоинства и недостатки перехода на аутсорсинг, то чаша весов может склониться в пользу аутсорсинга. Если же сравнивать не просто цену, а смотреть на проблему с точки зрения «цена-качество», то бизнес-модель с использованием аутсорсинга становится предпочтительней.

До недавнего времени услугами российских аутсорсеров пользовались представители зарубежных фирм и совместные предприятия, да и то не все. И только около 5% отечественных компаний использовали бухгалтерский аутсорсинг, хотя как показывает практика, и индивидуальные предприниматели не отказывались от подобных услуг. Сейчас же явно прослеживается тенденция к резкому увеличению спроса на аутсорсинг бухгалтерского учета среди отечественных компаний и фирм. Аутсорсинг явно имеет будущее на российском рынке, так как объём услуг в этой сфере ежегодно повышается приблизительно на 40%. Этому способствует уже реальная собственная практика, демонстрирующая очевидные преимущества перехода на аутсорсинг. И это, не смотря на то, что рынок только формируется и до полного наполнения ещё далеко.
Статьи