Аутсорсинг бухгалтерского учета в России

Аутсорсинг - передача на основе договора основных функций организации сторонним исполнителям, специализирующимся  на соответствующих видах деятельности. 
Основной задачей аутсорсинга является эффективное распределение  внешних  и внутренних ресурсов для успешной работы организации – заказчика.
В законодательстве  РФ предусмотрено применение аутсорсинга, но выражается при этом следующим образом:
«Руководитель  учреждения в зависимости от наличия объема работ имеет право передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту» - п.2 ст.6 Закона № 129- ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. [6].
«Расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включаются в число прочих расходов, связанных с производством и реализацией» - пп.36 п.1 ст.264 Налогового Кодекса РФ [7].
«Стороны имеют возможность заключать договоры как предусмотренные законодательством, так и не предусмотренные, а также содержащие элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами» - ст.421 Гражданского Кодекса РФ [8].
В данное время, когда многие компании стали задумываться о целесообразности содержания большого штата сотрудников, и начали сокращать расходы на персонал, заработало «колесо аутсорсинга».
Это «колесо» помогает решить проблемы функционирования и развития в рыночной экономике: сокращение издержек и улучшение качества услуг. 
Аутсорсинг - это не только вид партнерского взаимодействия, но и один из рычагов управления организацией.
В процессе внедрения новых технологий, конкуренции нельзя стоять на месте, поэтому на помощь приходит аутсорсинг, который находит оптимальное решение возникающих проблем.
Однако, наряду с положительными моментами применения аутсорсинга, существует и ряд недостатков:
- потеря контроля над переданными для аутсорсинга, функциями организации;
- потеря конфиденциальности внутрифирменной информации и др.

Аутсорсинг бухгалтерского учета

Впервые аутсорсинг стали применять иностранные компании, владеющие бизнесом в нашей стране, не знакомые с законодательством РФ.
В аутсорсинге заинтересованы компании, одной из основных целей  которых  является экономия времени, которого требует ведение разного вида отчетностей. 
За границей аутсорсинг бухгалтерии работает как система, большинство заграничных фирм вообще не содержат бухгалтеров в своем штате.
Зарубежный менеджмент заключает в аутсорсинге -  выполнение специализированных и специфических задач на высоком профессиональном уровне.
В России – прежде всего материальная сторона вопроса.
В бухгалтерском учете аутсорсинг – это не только показатель снижения затрат, но и оптимизация самого процесса учета, то есть в бухгалтерии аутсорсинг предполагает передачу ведения отчетности специализированным компаниям, которые, в свою очередь, осуществляют ведение учета десятков организаций, составление отчетности для государственных органов, расчет заработной платы и выполняют множество других дополнительных услуг.
Однако, по словам консультанта ЗАО «BKR- Интерком- Аудит» Э.Абрамовой [1]: «не стоит относить к аутсорсингу использование любых услуг, оказываемых внешними исполнителями. Под аутсорсингом следует понимать именно передачу на длительное время, ведение какой-либо непрофильной деятельности организации, которая в принципе, может осуществляться и самостоятельными силами».   То есть организация может сосредоточиться в это время на своей основной деятельности, не отвлекаясь на решение второстепенных задач.
В России очень востребован аутсорсинг бухгалтерского учета или расчета заработной платы.
Квалифицированных специалистов, с практическим опытом очень мало, а обучение молодых кадров занимает много времени. Поэтому в среднем и малом бизнесе бухгалтерский аутсорсинг популярен и востребован. 
По мнению Андрея Пыльцова [5], директора административно- технического департамента ВТБ-24: «в отличие от субподряда, аутсорсинг – это стратегия управления компанией, а не просто вид партнерского взаимодействия, которая позволяет нам, во- первых, сосредоточиться на разработке новых услуг, что важно в условиях стремительно изменяющихся технологий и спроса для обеспечения конкурентного преимущества; во- вторых, увеличить гибкость процессов». С ним согласна и Ирина Харисова, финансовый директор, вице- президент холдинговой компании АБС Холдинг-с [5]: «руководство предприятия получает возможность снять с себя часть контролирующих функций и полностью сфокусироваться на стратегических задачах, поручив тот или иной вид деятельности профессионалам».
Однако, Дмитрий Ходыкин [11], генеральный директор брокерской фирмы, имеет на это свое мнение: «аутсорсинг бизнес- процессов может быть интересен бизнесу в первую очередь с экономической точки зрения, как способ сокращения издержек. Однако, руководителю всегда удобнее иметь собственного бухгалтера, который будет лично вовлечен в работу организации и будет тщательно отстаивать позицию своего работодателя. Исключение составляет малый бизнес на начальной стадии, когда объемы бухгалтерской отчетности невелики, функции сводятся к составлению и сдаче отчета, поэтому содержание штатной единицы сопряжено с лишними расходами».
То есть аутсорсинг в своем проявлении имеет ряд преимуществ и недостатков.
Основными преимуществами аутсорсинга бухгалтерских услуг, по мнению большинства авторов, являются:

  • сокращение расходов на бухгалтерию и повышение качества учета;
  • формирование учетной политики с особенностью  деятельности заказчика;
  • оптимизация налогообложения и снижение налогооблагаемой базы;
  • проведение сверок с контрагентами;
  • подготовка документов по требованию налоговой инспекции, кредитных учреждений и внебюджетных фондов.

Операции, входящие в договор аутсорсинга представлены в Таблице 1.

Тарифы по оказанию аутсорсинга определяются в зависимости от объекта оказываемых услуг: от «нулевого» до специализированных дополнительных услуг, выполняемых по желанию заказчика.
Э. Абрамова [1] отмечает: «В зависимости от видов деятельности организации, количества совершаемых ею хозяйственных операций (либо количества первичных документов), используемой автоматизированной системы обработки документов и т.д. складывается стоимость услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета». 
При анализе работы организаций с привлечением услуг по бухгалтерскому обслуживанию, выявлено, что с изменением  штата сотрудников организации – заказчика, а также в зависимости от применения различных систем налогообложения, цены могут изменяться. Любые дополнения увеличивают расходы заказчика на 10-20 %.
В тоже время, применение аутсорсинга сокращает затраты на бухгалтерских и других  работников за счет привлечения высококвалифицированных специалистов, берущих на себя ответственность за правильное ведение бухгалтерской отчетности.
Так как аутсорсинг осуществляет обработку бухгалтерской документации профессиональными специалистами, это ведет к сокращению возможности применить штрафные санкции в отношении ведения отчетности.

Договор аутсорсинга

Объем передаваемых услуг прописывается в гражданско-правовом договоре между организацией и аутсорсером, который заключается на срок от нескольких месяцев до нескольких лет.
После заключения договора организация – заказчик группирует и предоставляет исполнителю следующий перечень документов:
- счета – фактуры;
- накладные;
- кассовые чеки;
- банковские выписки;
- договоры купли – продажи, поставок и услуг;
- трудовые приказы и договоры;
- другая первичная документация.
Все переданные данные являются коммерческой тайной.

Договор  устанавливает наименование сторон данных правоотношений, в частности: исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик, в свою очередь, обязуется оплатить эти услуги.
В договоре необходимо перечислить и подробно описать те операции бухгалтерского учета, которые заказчик желает передать аутсорсеру, а исполнитель готов принять на себя, имея для .того все необходимые ресурсы.
А также указывается цена предоставленных работ и выполненных услуг.

Важное значение имеет разграничение ответственности сторон, и условия ее наступления вследствие ошибки в бухгалтерском учете, и как результат – непредвиденных финансовых последствий. Так, исполнитель не несет ответственности за ошибки, возникшие в результате несвоевременного и неполного предоставления первичной документации от заказчика. Ответственность возникает, как правило, за ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, и сводится к возмещению убытков, вызванных вследствие этого.
Однако, если заключенным договором не ограничивается ответственность организации -  исполнителя, возможно взыскание убытков организации – заказчика в полном размере.      
Что касается ответственности перед собственниками организации, то она целиком и полностью лежит на руководителе организации, и не передается на аутсорсинг.
Одним из преимуществ аутсорсинга в своей статье Н. Полубоярова [9] видит «передачу ответственности». Однако, П. Алымов [2] утверждает, что если бухгалтерский учет ведется специализированной организацией и документы подписываются руководителем фирмы – исполнителя и руководителем самой фирмы – заказчика, это никак не уменьшает ответственности последнего.
Следовательно, при передаче отдельных функций сторонним компаниям, организация всецело несет ответственность за результат, полученный от их деятельности. В то время, как ответственность компании – исполнителя распространяется лишь на выполнение договорных услуг.

Следует отметить, что передача ведения бухгалтерского учета аутсорсеру обязательно фиксируется в учетной политике организации – заказчика.

Заключение

В мире растет спрос на услуги аутсорсинга, однако Россия все также отстает в данной сфере.
Предпринимаются шаги по устранению этого недостатка – открываются различные подразделения для общения профессионалов аутсорсинга, не разделяя их на поставщиков и заказчиков. А также обмена лучшими международными практиками и продвижения услуг аутсорсинга в России на мировой рынок.
Для этого разрабатываются, подготавливаются и внедряются мировые стандарты и организации по подготовке профессиональных кадров в российский аутсорсинг.

С точки зрения ведущих экономически развитых стран, аутсорсинг рассматривается с трех сторон:
1. Как индустрия услуг;
2. Как перспективная профессия;
3. Как эффективный инструмент для бизнеса.
С позиции перспективной профессии наблюдается повышенный интерес к аутсорсингу, вследствие подготовки высококвалифицированных специалистов на международном уровне.
Выступая эффективным инструментом, аутсорсинг может найти применение в самых различных отраслях человеческой деятельности, являясь элементом управления бизнесом.

Применение ассортимента услуг  аутсорсинга на рынке позволяет решить возникающие проблемы между поставщиками и заказчиками.  

В перспективе ожидается стремительное развитие аутсорсинга.
Но для достижения этой цели и  получения удачного результата необходимо:
- давать полную характеристику и весь спектр услуг аутсорсинга;
- оценивать аутсорсинг, как один из методов снижения затрат;
- более эффективно продвигать аутсорсинг на российский рынок услуг;
- проведение всевозможных встреч с потенциальными заказчиками с целью повышения информативности о возможностях и преимуществах аутсорсинга;
- с целью защиты предприятий – исполнителей (аутсорсеров)  дать полное определение аутсорсинга, его основных функций и задач  в нормативно – правовых документах;
- дать полную характеристику результата работы аутсорсинга.

Внедрение вышеперечисленных пунктов  выведет аутсорсинг на более высокий этап развития рынка услуг. А его применение позволит снизить риски и достичь эффективных результатов работ различных организаций.  

Приложения

Таблица 1. Операции, входящие в договор аутсорсинга

№ п/п

Вид услуги

1

Ведение учета

2

Анализ финансово-хозяйственной деятельности

3

Оптимизация налогообложения

4

Составление трудовых договоров с работниками

5

Восстановление бухгалтерского учета

6

Составление и сдача отчетности

7

Консультирование по вопросам законодательства

Предыдущая Следующая