Философия аутсорсинговых отношений в реалиях государства Российского

Во всех процессах в мире существуют определенные противоречия, в независимости от того видим мы их или нет. Данные противоречия свидетельствуют о том, что механизмы в системе взаимоотношений “общество – государство – экономические агенты” еще не дошли предельно – оптимального уровня, но с каждым решенным противоречием мы все ближе и ближе к этой заветной цели. Аутсорсинг как механизм оптимизации процессов в вышеназванной системе имеет огромное значение, которое во многом недооценивается в современном мире. Уникальностью данной категории является его феноменальная способность создавать эффективные процессы. Его синергетический эффект имеет поразительное сходство с механизмами ненулевых сумм из теории игр.
Целью данной работы является определение и теоретическое обоснование механизмов взаимоотношений “аутсорсинговые компании – экономические агенты” и анализ возможных противоречий в процессах работы данной системы в России. Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:
- изучить предпосылки возникновения аутсорсинговых отношений;
- обосновать естественную эффективность механизмов аутсорсинговых взаимоотношений;
- рассмотреть особенности функционирования экономических агентов в условиях современной России;
- выявить проблемы, возникающие в ходе развития аутсорсинга в России;
- проанализировать возможности развития аутсорсинга в России.
Объект исследования: аутсорсинговые отношения в Росссийских реалиях. 
Предмет исследования: противоречия развития и пути их преодоления.
Метод исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы исследования, такие как анализ и синтез, сравнение, наблюдение, сопоставление, обследование, обобщение теоретического и практического материала.

1. Философия аутсорсинговых отношений

1.1. Максимизация общественной полезности

Изначально общество, как некая субстанция в виде абстрактного сознания, обладающая свойством абсолютной информационной открытости в пространстве и во времени, ставит перед собой некий вектор развития, важнейшей характеристикой которого является максимизация общественной полезности. Но для реального существования и развития обществу необходима формализация, а именно трансформация из абстрактной субстанции в реальную форму, где она уже представлена в виде производителей и потребителей, которые обладая новыми количественными и качественными характеристиками, теряют важнейшее качество, а именно абсолютную информационную открытость. Отсюда возникает важнейшая из противоречий развития, а именно несоответствие общественных целей и целей каждого индивида. Вот почему экономические агенты не спешат оптимизировать определенные процессы, для увеличения полезности потребителей пока рынок не заставит. Но необходимо отметить, что если бы индивиды могли создать условия абсолютной информационной открытости, то они бы все преследовали изначальную цель - максимизации общественной полезности. Т. е. каждый производитель бы понимал, что нужно думать и максимизировать свою полезность. Но добиться этого (максимизировать свою полезность) можно лишь максимизируя общественную полезность. Доказательством эффективности этой теории для каждого отдельно взятого индивида являются фундаментальные исследования великого комбинатора – Джона Фороса Нэша. Фактически его можно считать первым ученым, давшим теоретическое обоснование и математическое доказательство, хотя и неявное, эффективности и полезности самих аутсорсинговых операций.

1.2. Оптимизация непрофильных бизнес процессов

Далее мы рассмотрим еще один мощный инструмент, а именно критерий достижения эффективности по Парето. Попытаемся сформулировать данный критерий касательно нашей работы. Итак, пусть у нас есть некоторые процессы. И мы имеем возможность их оптимизировать. Максимального благосостояния мы достигнем, когда будут оптимизированы процессы у всех субъектов, и наступит момент, когда оптимизировав какой-то процесс у одного субъекта, мы уменьшим общий уровень благосостояния. Чтобы правильно интерпретировать вышеуказанные рассуждения, попытаемся рассмотреть ее на примере экономического субъекта. Мы знаем, что все издержки делятся на постоянные и переменные. Здесь важно заметить именно сам характер изменчивости. Т. е. какой-то параметр имеет определенное оптимальное постоянное значение на продолжительном участке времени. А какой-то склонен к изменчивости из-за непостоянство определяющих его факторов. Тот же самый подход можно рассмотреть на примере нашего экономического субъекта, но не с точки зрения издержек, а для определения характеристик его бизнес процессов. В первую группу процессов в деятельности экономических агентов мы отнесем процессы, которые имеют стандартизированные характеристики и инструменты для их реализации и оценки. Т. е. они в какой-то степени устойчивы во времени, либо механизмы их реализации имеют определенные общепризнанные и даже заведомо оптимальные подходы. Во вторую группу процессов мы отнесем те, которые напрямую связаны с предпринимательской деятельностью экономического субъекта. Именно в разрезе этих процессов (второй группы) должна происходить конкуренция на рынке. Именно эффективность этих процессов должна определять конкурентные преимущества компании. Это исходит из того что нигде и никогда не могут быть придуманы абсолютные стратегии оптимального управления данной группой процессов. Это можно сравнить с игрой в шахматы, где в принципе невозможно максимально эффективную стратегию. Именно потому, что их бесконечное множество. Именно ими и должны управлять менеджеры компаний.
Получается, что если все компании одновременно  увеличат эффективность своих непрофильных бизнес процессов – синергетический эффект от этого будет очень выгодным и для самих экономических агентов и для потребителей, а следовательно и для общества в целом.
Но из-за невозможности воссоздания условия абсолютной информационной открытости, общество для удержания верных направлений своего развития создает государство – субъекта, не имеющего личных целей и мотивов (в теории), представляющего интересы общества  во втором мире. Этот субъект посредством различных стимулов регулирует деятельность производителей и потребителей стараясь оптимизировать эффективность их деятельности, максимизируя в целом общественную полезность.

2. Аутсорсинг: мировой опыт, Российские реалии

2.1. Мировой опыт

За рубежом аутсорсинговые услуги начали развиваться с середины предыдущего века. Большинство экономических агентов изначально противились данным процессам. Но со временем конкуренция и мощный экономический эффект усилили распространение и популяризацию данных услуг. Во многом этому способствовали глобализационные процессы, в контексте мировой торговли. С ростом рыночного давления на предпринимательско-производственную деятельность компаний, возросла роль обладания определенными конкурентными преимуществами. Но здесь важно обладать тем чего не смогут достичь конкуренты хотя бы в краткосрочном периоде. И тут становятся понятным, что реальная конкуренция переходит на совершенно другой уровень. Получается, что заработать можно лишь на той плоскости, где вы можете больше, чем ваши конкуренты. А те процессы, которые имеют определенные стандарты и оптимальные подходы, где при их массовом распространении нельзя иметь преимущественное положение, необходимо автоматизировать. По мнению специалистов Института аутсорсинга (Outsourcing Institute, США), аутсорсинг бизнес-процессов является динамично развивающимся видом оптимизации деятельности предприятий, причем наибольший рост наблюдается в сфере финансов и бухгалтерского учета.
Тенденция к росту этого вида бизнеса прослеживается общемировая. К настоящему времени аутсорсинг бухгалтерских услуг в европейских странах пользуется большой популярностью- 86% компаний малого и среднего бизнеса передают бухгалтерию сторонним специалистам, в США - 91% компаний; в Израиле - 94%. 

2.2. Развитие аутсорсинга в России

 В нашей стране, где после перехода к рыночной экономике, произошла смена большинства парадигм развития, у большинства менеджеров, которые возглавляли управление компаниями в новых условиях, начались проблемы именно с первой группой процессов. Понимая, как и что производить с точки зрения технологии, они контролировали ситуацию с точки зрения управления и оптимизации процессов именно второй группы. Часть компаний сумели оптимизировать свои стратегии управления, получив мощные конкурентные преимущества. Но большинство не сумели выстроить правильные подходы и либо обанкротились, либо занимаются не бизнесом, а выживанием.
Поэтому сегодня вопросы оптимизации бизнес процессов, именно первой группы, является очень актуальным для России. Кризис 2008 г. привел к тому, что мировая экономика перешла в фазу циклически нестабильного экономического роста. Данное условие, совместно с тем, что Россия стала участником ВТО, еще более обострит борьбу интересов между экономическими субъектами и в очередной раз конкурентные преимущества будут у тех, кто сконцентрирует все силы и ресурсы на достижение оптимизации своих профильных бизнес процессов, а все остальное автоматизирует. 
Можно выделить следующие проблемы развития аутсорсинга в РФ: неразвитость направлений подготовки профессиональных аутсорсеров; наличие рисков нарушения сохранности имущества, безопасности и утечки сведений конфиденциального характера; высокая доля теневой экономики и как следствие отсутствие прозрачности бухгалтерского учета; отсутствие стимулов к максимизации эффективности бизнес процессов; политические риски – опасность для коррупционных схем; отсутствие законодательного регулирования.

2.3. Законодательное регулирование

Для решения этих проблем требуется четкое, максимально однозначное и прозрачное законодательство. Требуется определить полномочия, права и обязанности всех сторон реализующих аутсорсинговые отношения. Во-первых, необходимо установить жесткие санкции против утечки информации конфиденциального характера. Во-вторых, необходимо создать условия и нормативы, чтобы лишь профессионалы высшего уровня получали возможность работать в таких компаниях. В-третьих, немаловажно создание экономических стимулов с целью привлечения компаний к автоматизации части своих бизнес процессов.

3. Конкретные направления развития аутсорсинга бухгалтерского учета в России

3.1. Снижение затрат у покупателя и продавца при помощи алгоритмов

В теории бухгалтерского учета существуют множество уже известных и во многом универсальных методов снижения затрат на производство и в целом увеличения эффективности бизнес процессов. Все данные методики могут быть использованы на предприятиях при наличии либо высокопрофессиональных сотрудников, либо, что более эффективно, при помощи аутсорсинговых компаний. Представитель отечественной научной школы Чунихин В. К. в своих пособиях приводит примеры различных алгоритмов снижения затрат: снижение затрат производителя при помощи алгоритма по Т (трудоемкость); снижение затрат у покупателя с использованием объективных и субъективных факторов; также существуют методики снижения затрат по М (материалоемкость) и С (станкоемкость). 
Рассмотрим поподробнее эти алгоритмы:
Ц (выручка) = З (затраты) + П (прибыль)                                                                               (1) 
В свою очередь, З = В (время) * О (оплата)                                                                                       (2)
Понятно, что  в интересах любой фирмы снижение затрат (З), а в интересах работника увеличение оплаты (О). Данное противоречие, регулируется с помощью времени (В). Если его снижать больше, чем увеличивать оплату, это устроит и работника, и фирму. Зарплата у работника вырастет, а затраты снизятся и прибыль увеличится. 
Снижение затрат при помощи алгоритма по Т:
З = Т + М + С                                                                                                                             (3)
В формуле (3), Т (трудоемкость) определяется следующим образом:
Т = А * Б                                                                                                                                    (4)
где Т – трудоемкость
А – время изготовления какого-либо изделия
Б – оплата за единицу времени
Осталось рассмотреть саму модель: величина оплаты за единицу времени (Б) увеличивается по мере роста качества труда – чем более квалифицированный работник, тем выше его оплата; с ростом квалификации работника снижается время на изготовление изделия (А). При всех прочих условиях рост оплаты (Б) должен опережаться временем (А). Другими словами, оплата (Б) должна расти, но меньше, чем снижаться время (А). В этом случае, вырастет оплата труда работника и одновременно снизится себестоимость продукции. По аналогии можно рассмотреть снижение затрат при помощи алгоритмов по М и С. А теперь представим, что компания производящая некую продукцию, не знающая про вышеприведенные алгоритмы получает предложение от аутсорсинговой компании, которая изучив ее деятельность предлагает ей вышеприведенные возможности. Какова вероятность, что компания откажется? При этом учитывая, что результаты во много раз окупят издержки на оплату услуг.

3.2. Снижение затрат у покупателя и продавца при помощи организации и механизации, а также методов бухгалтерского учета

Принципы организации производства: непрерывность, ритмичность, последовательность и параллельность. Сразу отметим, что все рассматриваемые нами теории в очень глубокой переработке приводятся в литературе. Проблема в том, что компании в большинстве случаях просто из-за незнания не пользуются ими. И важной задачей аутсорсинговых компаний является наглядная демонстрация преимуществ при использовании профессиональных методик снижение себестоимости, что так важно особенно для малого и среднего бизнеса.
Итак, данный метод, рассмотрим на примере снижения затрат по трудоемкости, на основании принципа непрерывности. Здесь решается проблема связи количество исполнителей с необходимым объемам по видам работ. Например, у нас есть два вида работ, требующих на выполнение 10 и 6 часов работ. Если ваши работники, умеют делать лишь по одной из них, вам в любом случае придется потратить больше средств, чем в идеале, ведь кто-то будет простаивать, а кто-то не успевать и т. д. Из этого следует, что для снижения затрат на примере принципа непрерывности необходимо ввести совмещение профессий, предварительно разделив производственный процесс на виды работ.
К основным методам бухгалтерского учета относят: калькулирование, счета, проводка, баланс, единое денежное выражение, документирование, инвентаризация. И как ни странно, каждый из этих методов, можно рассматривать как инструмент для снижения затрат, в контексте трудоемкости, материалоемкости и станкоемкости.

Заключение

Аутсорсинговые отношения только начали свое развитие в России.
Недооценка методов и инструментов бухгалтерского учета приводит к неэффективности бизнес процессов. Существуют множество способов оптимизации затрат с помощью методов и инструментов бухгалтерского учета. Также необходимо помнить, что научно обоснованном оперативное управление предприятием возможно лишь при постоянном мониторинге данных бухгалтерского учета опытным специалистом. Важнейшая задача аутсорсинговых компаний в России – продемонстрировать профессиональные возможности аутсорсеров, которые с помощью различных методов и инструментов могут значительно уменьшить себестоимость продукции, увеличивая эффективность непроизводственных, а иногда даже производственных  процессов и т. д. Это особенно актуально для малого и среднего бизнеса.
Таким образом, несмотря на существующие противоречия, нет сомнения, что в ближайшем будущем мы все увидим их благоприятное влияние конкурентоспособность и эффективность бизнес процессов Российских компаний.

Предыдущая Следующая