Аутсорсинг в России

Текущая рыночная конъюнктура диктует новый план действий для участников рынка. Жесточайшая конкуренция, стремительно развивающиеся технологии - все это требует больших ресурсов и материальных затрат. В этих условиях нужно задуматься о повышении эффективности работы, снижении издержек, улучшения качества.  В последнее время новой и эффективной формой ведения бизнеса стал аутсорсинг - передача сторонней компании части выполняемых функций или даже целиком отдельный бизнес-процесс. Это позволяет сконцентрироваться на стратегических и основных функциях предприятия, снизить издержки и приспособляемость к новым технологиям, повысить надежность и отказоустойчивость процессов выполняемых аутсорсером.
Любое коммерческое предприятие ставит своей целью получение прибыли, вторую по важности после главнейшей очевидной цели - выживания, которая является основой для расширения бизнеса, для научно-технического прогресса, социального развития и т.д. Безприбыльная деятельность подразумевает бессмысленность функционирования предприятия.

1.Понятие аутсорсинга

Термин "аутсорсинг" (outsourcing) - англоязычный неологизм, появившийся в американских толковых словарях только в начале 80-х гг. , но с тех пор прочно обосновавшийся в бизнес-лексиконе большинства европейских языков. В русском языке он начал понемногу использоваться со второй половины 90-х - до этого в англо-русских словарях он отсутствовал. В английском его антонимом стал более редкий термин "инсорсинг" (insourcing) , и по аналогии были созданы термины "ауттаскинг" (outtasking; передача вовне отдельных задач организации) и "аутплейсмент" (outplacement; хитрый термин: "вывод персонала за пределы фирмы" может означать все, что угодно, вплоть до банального увольнения). Предтечей термина "аутсорсинг" было гораздо более устоявшееся понятие "субконтрактация". 
Аутсорсинг (outsourcin: «outside» - внешний, сторонний; «resourcing» - помогающий) – это целенаправленное выделение некоторых бизнесс-процессов (или даже систем) и делигирование  их реализации стороннему исполнителю. Логично определить выделяемые бизнесс-процессы как те, которые организация реализует с наименьшим профессионализмом (то есть — непрофильные)
Считается, что внешнему исполнителю могут быть переданы практически любые функции предприятия. На практике наиболее распространенными видами аутсорсинга является передача следующих функций:
-        бухгалтерский учет и расчет налогов;
-        юридическое обеспечение деятельности;
-        расчет заработной платы сотрудников;
-        управление персоналом;
-        информационные системы и управление базами данных;
-        маркетинговые коммуникации и связи с общественностью;
-        управление проектами от разработки до реализации;
-        вопросы экономической и информационной безопасности;
-        управление логистикой и доставкой;
-        уборка и обслуживание;
-        управление транспортом, его техническое обслуживание и ремонт; (воздушные и морские суда, автомобильный, железнодорожный транспорт);
-        производство.
Виды аутсорсинга

1. Аутсорсинг бизнес-процессов

Аутсорсинг бизнес-процессов - сторонним компаниям передаются важные функции, такие, как управление персоналом, внутренний аудит, логистика, снабжение, финансы, бухгалтерия и другие функции. «Тем не менее, для многих компаний это необходимый шаг, - констатирует Леонид Цукерман. - Поэтому в последнее время так популярны внешние аудиторы и бухгалтеры, юридические и налоговые консультанты, контролеры строительства».

2. ИТ-аутсорсинг

В настоящее время под термином «ИТ - аутсорсинг» подразумевают передачу исполнения каких-либо ИТ-процессов внешним компаниям. К ИТ-процессам относят процессы проектирования, разработки, внедрения, сопровождения и развития ИТ-инфраструктуры компании. Таким образом, к аутсорсингу ИТ-услуг можно отнести самую различную деятельность - от разработки ПО и ИТ-консалтинга до обслуживания принтеров компании внешними подрядчиками. 
Формы ИТ-аутсорсинга:
-Аутсорсинг части ИТ-инфраструктуры
- Аутсорсинг аппаратного обеспечения
- Аутсорсинг отдельных процессов в рамках всей ИТ-инфраструктуры
- Полный аутсорсинг (нет собственных ИТ-специалистов в компании)
3.  Производственно-хозяйственный аутсорсинг
Производственно-хозяйственный аутсорсинг - один из наиболее распространенных видов аутсорсинга, по которому все заботы по эксплуатации объектов недвижимости, уборке помещений, рабочему питанию, управлению транспортным парком предприятия и т.д. ложатся на плечи аутсорсинговых компаний. 
4.  Бухгалтерский аутсорсинг
Бухгалтерский аутсорсинг - один из вариантов обеспечения бухгалтерского учёта на предприятии, за которое несёт полную ответсвенность, в соответсвии с законодательством РФ, руководитель предприятия. В данном варианте в целях обеспечения бухгалтерского учёта на своём предприятии и предоставления необходимой отчётности ФНС и внебюджетным фондам используется специализированная компания. Формы сотрудничества могут быть весьма разнообразны, начиная от формирования "нулевой отчётности" и до регулярного сотрудничества на ежедневной основе.
Теоретически и практически, бухгалтерская компания может полностью выполнять все функции бухгалтерии предприятия вплоть до исполнения банковских платежей и выставления первичных документов контрагентам. Однако, это не исключает возможности построения достаточно сложных и гибких бизнес-процессов с использованием внешних компаний и собственных сотрудников для достижения максимальной эффективности.
5.  Аутсорсинг офисной печати
Аутсорсинг офисной печати - использование техники специализированной компании для офисной печати. Переход на оплату за одну напечатанную страницу. За счёт использования более производительного оборудования возможно, аутсорсинговая компания снижает для себя текущие эксплуатационные затраты на расходные материалы, сервис. Она принимает на себя риски и затраты, связанные с эксплуатацией печатного оборудования, вплоть до замены в случае невозможности оперативного ремонта.
Для небольшой фирмы, с нестабильным объёмом печатных работ, такой подход может существенно снизить потребность в первоначальном оборотном капитале. Это позволяет компании не производить крупных разовых затрат на приобретение техники.

2. Правовые основы аутсорсинга

Понятие «аутсорсинг» в российском законодательстве отсутствует. Можно воспользоваться ст. 421 ГК РФ, согласно которой граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор, а также договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Одним из возможных вариантов заключения договоров является договор возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ). По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик – оплатить эти услуги (ст. 779 ГК РФ).
В целях уменьшения налоговых рисков при заключении договоров аутсорсинга рекомендуется учитывать следующее:
– в договор необходимо включить все существенные условия, предусмотренные действующим законодательством для договоров данного вида, а предмет договора должен быть четко прописан;
– в тексте договора надо дословно использовать терминологию НК РФ;
– если деятельность аутсорсера лицензируется, то нужно проверить наличие лицензии (см. Закон о лицензировании;
– операции по оказанию аутсорсинговых услуг должны быть правильно оформлены, подтверждены документами (договор, если необходимо – копия лицензии, счет-фактура, акт об оказании услуг, подписанный обеими сторонами договора).

Услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета аутсорсером
Согласно п. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.

Что касается налогового учета, то интересы налогоплательщика – организации может представлять в налоговых правоотношениях его уполномоченный представитель (пп. 6 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 26 НК РФ).
Уполномоченный представитель налогоплательщика – организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 29 НК РФ).
В подавляющем большинстве случаев ведение бухгалтерского и налогового учета передается аудиторским фирмам.
Согласно пп. 1, 2, 5 п. 6 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское, налоговое и правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам являются сопутствующими аудиту услугами. Для оказания сопутствующих аудиту услуг заключается договор возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

3. Преимущества и недостатки аутсорсинга

 Аутсорсинг позволяет компании-заказчику экономить расходы и значительно снизить трудоёмкость и затраты на эксплуатацию информационных систем и приложений, сконцентрироваться на основных бизнес-процессах компании, не отвлекаясь на вспомогательные.
Можно выделить следущие достоинства:
1.    снижение стоимости реализации бизнес-процесса: 
- сокращение и контроль издержек 
-  освобождение внутренних ресурсов компании для других  целей (возможен синергетический эффект) ;
2.    увеличение качества получаемых продуктов или услуг: 
-         фокусирование компании на основной деятельности (как фирмы-заказчика, так и исполнителя — здесь также возможен синергетический эффект) 
-         использование специализированного оборудования, знаний, технологий 
3.    снижение рисков, связанных с реализацией бизнес-процесса 
-         использование конкуренции на рынке исполнителя 
-         сокращение влияния неуправляемых факторов (нехватка комплектующих) 
-         разделение и частичная передача другой компании рисков 
4.    дополнительный доступ к финансам (на фондовом рынке) - повышение инвестиционной привлекательности фирмы
Недостатки также вполне очевидны. Это возможная потеря контроля, утечка информации, в том числеи к конкурентам, полная или частичная зависимость от аутсорсера. Учитывая эти недостатки следует отметить, что применение схем аутсорсинга должно выполняться грамотным и опытным персоналом и руководством. В качестве аутсорсера должна выступать надежная проверенная практикой и временем компания. Никогда неследует полностью доверяться аутсорсеру и полагаться исключительно на его ресурсы. 
Аутсорсинг часто критикуют за потерю рабочих мест в стране, компании которой активно его практикуют (например, США, страны Евросоюза).

4. Аутсорсинг в России

Даже после кризиса около двадцати тысяч юридических лиц в России декларируют свое намерение работать на рынке информационных технологий, но только два предприятия позиционируют себя как аутсорсинговые. Остальные еще не вычленили данный бизнес в отдельное направление. Тем не менее российская структура спроса на аутсорсинг похожа на мировую. 
Наиболее заметны крупные клиенты: ведомства (Центробанк и многие министерства), нефтегазовый и металлургический комплексы. Некоторые объявленные суммы контрактов исчисляются сотнями миллионов долларов. Впрочем, их реализация постоянно находится под вопросом из-за общеэкономической и политической ситуации и не всегда благоприятной мировой конъюнктуры.
Представители отечественных лизинговых компаний утверждают, что около 20% всех контрактов стоимостью выше 10 тыс. долларов на приобретение вычислительной техники реализуются по лизинговым схемам. Впрочем, заявляемые ими скромные обороты (несколько десятков миллионов долларов) заставляют предположить, что либо в схемах оплаты отсутствуют независимые лизинговые компании, либо основные контракты проходят через иностранные фирмы. 
Среди ведущих производителей вычислительной техники пионером разработки специальных офшорных лизинговых схем для России является IBM. 
Российский деловой пейзаж уже трудно представить себе без ведущих мировых корпораций, предлагающих услуги аутсорсинга. Все они, работая на нашем рынке, прибегают к помощи российских партнеров. 
В той или иной степени аутсорсингом занимаются российские компании, имеющие опыт более традиционной системной интеграции, в частности IBS, "Анкей" и "АйТи". 
Довольно трудно оценить реальный объем рынка российского IT-аутсорсинга, как в силу традиционной закрытости, так и потому, что многие крупные контракты заключаются за рубежом. В любом случае, можно отметить, что российские компьютерные фирмы пока не готовы самостоятельно выступать аутсорсерами для ведущих ответственных заказчиков. 
Зато российские программисты пользуются широкой популярностью как ресурс аутсорсинга. К их услугам систематически прибегают IBM, Intel, SAP, Parametrics, Firepond и другие. 
Так что мелкий технический аутсорсинг является вполне типичным для наших условий. Только на сетевой аутсорсинг малый российский бизнес тратит более 300 млн долларов в год (без закупок оборудования).

Заключение

В последние годы одна из самых обсуждаемых тем в американском обществе - это аутсорсинг. Все больше американских компаний переводят не только свои производственные, но и инженерные, сервисные и даже иногда управленческие подразделения в такие страны, как Индия, Китай, Малайзия, Бразилия или Россия. Наша страна традиционно привлекает американцев обилием программистов и других технических сотрудников, готовых работать за смешные, по американским меркам, деньги. Для нас, пока еще находящихся «по другую сторону» аутсорсинга, как и для других так называемых «развивающихся рынков», последствия ускоряющегося бегства рабочих мест от ставшей непомерно дорогой американской рабочей силы, на первый взгляд, могут быть только положительными. Новые рабочие места, повышение уровня зарплаты, улучшение инфраструктуры - все это необходимые следствия прихода американских компаний. Однако, как известно, если где-то что-то прибывает, где-то в другом месте что-то обязательно убывает. 
Тенденция, которая сейчас набирает силу, - это тяготение к аутсорсингу все более «сложных» профессий и специализаций. Не только американские работники call-центров или индустриальные рабочие, но и аналитики финансового рынка, специалисты по страхованию или врачи не выдерживают конкуренции своих коллег из стран третьего мира.

Предыдущая Следующая