Переход на аутсорсинг бухгалтерского учета: за и против

Аутсорсинг бухгалтерских услуг — это эффективный механизм передачи непрофильных функций компании, в частности бухгалтерских процессов или отдельных функций бухгалтерии профессиональному поставщику данных услуг. Аутсорсинг – это не просто бухгалтерские консультации, составление баланса или сдача отчетности – это полное или частичное ведение бухгалтерского учета предприятия по всем участкам.
В отличие от бухгалтерских услуг, оказываемых внешними исполнителями, бухгалтерский аутсорсинг является формой взаимодействия, при которой внешняя компания включается в рабочие бизнес-процессы компании-заказчика как целостное функциональное подразделение, оставаясь при этом организационно и юридически самостоятельным. Зарубежные эксперты в области аутсорсинга отмечают, что вместе с передачей определенных финансовых функций, выполнение которых аутсорсером происходит часто в ежедневном режиме, обычно передается также управление этими функциями и процессами. 

Функции бухгалтерии передаваемые на аутсорсинг:

  • операционная;
  • регистрирующая;
  • аналитическая;
  • контрольная;
  • информационная;
  • управленческая;
  • обеспечения сохранности имущества;
  • обеспечения информационной безопасности. 

Положительное об аутсорсинге бухгалтерских услуг.

В основном сегодня в России аутсорсинг востребован западными компаниями, малым и средним российским бизнесом, а также предприятиями, находящимися на этапе становления или бурного роста, когда аутсорсинговые компании могут предложить готовые решения, полученные благодаря накопленному опыту, и менеджменту не нужно «изобретать велосипед» при постановке финансовой функции компании. По данным Boston Consulting Group (из доклада главы московского офиса BCG Штефана Дертнинга «Аутсорсинг бизнес-процессов в глобальном мире»), за 2002-2010 годы ежегодные темпы роста объема услуг аутсорсинга бухгалтерского учета составят примерно 10% по всему миру. 

Организация, выбрав аутсорсинг бухгалтерских услуг, получает:

1. Рост надежности и качества бухгалтерской и налоговой отчетности. Компания, специализирующаяся на бухгалтерии, аккумулирует на порядок больше знаний, умений и опыта, чем бухгалтер, лицом к лицу сталкивающийся с огромной массой правовых, налоговых и бухгалтерских нововведений. Сотрудничество с профессиональной бухгалтерской организацией открывает доступ к консультациям и опыту коллектива профессионалов, за счет чего надежность и качество учета и отчетности организации будут находиться на уровне, гарантирующем минимум столкновений с контролирующими органами, а значит - спокойствие и уверенность в будущем.
2. Снижение издержек на зарплату бухгалтеров и налогов с зарплаты. Стоимость аутсорсинга бухгалтерского учета в специализированной бухгалтерской организации, как правило, ниже зарплаты бухгалтера. Бухгалтеры специализированной организации - квалифицированные профессионалы, они используют самые современные информационные средства обработки учетных данных, справочно-правовые системы. За счет этого достигается "эффект масштаба", что позволяет снизить стоимость обслуживания каждого отдельного клиента.
3. Экономия на рабочем месте бухгалтера, на справочных, правовых, бухгалтерских программах. Дополнительное рабочее место сотрудника не только требует определенных площадей в офисе, но также предполагает затраты на обстановку и оборудование. Бухгалтерская деятельность, кроме того, подразумевает дополнительные затраты на периодическое обучение, установку и постоянную поддержку справочных, правовых и учетных систем.
4. Проблемы, возникающие у организации из-за некорректного ведения учета, обычно обнаруживаются лишь спустя год-два после их возникновения и не в самых благоприятных условиях - в результате налоговой проверки. Тогда выясняется, что бухгалтер, из-за которого возникли проблемы, еще пару месяцев назад ушел с места работы, а руководитель остается один на один с налоговой инспекцией. Исключены ситуации, когда бухгалтер заболел, ушел в отпуск и т.п. Компания, специализирующаяся на бухгалтерском аутсорсинге, обязательно предоставит специалиста на замену.

5. В солидных компаниях гарантируется качество работ и достоверность отчетности. Ответственность компании-аутсорсера застрахована.

6. В договоре на оказание бухгалтерских услуг можно прописать все нюансы взаимодействия специализированной компании и клиента. (Например, о том, где будет базироваться бухгалтерия, как часто представитель аутсорсинговой компании будет приходить в офис и прочие существенные условия). 

Факторы против перехода на аутсорсинг.

Во-первых, непрозрачность деятельности аутсортера для большинства клиентов, т.е. невозможность проконтролировать исполнителей в режиме реального времени. Эта проблема является одним из наиболее существенных ограничений аутсорсинга, однако в настоящее время многие компании предлагают своим клиентам использовать интернет-доступ в систему, где производится ведение бухгалтерского учета. Такая схема работы открывает новые возможности перед клиентами: они могут самостоятельно выполнять те работы, которые по каким-то причинам не хотят передавать аутсорсеру. Данная модель снижает зависимость от аутсорсера.
Во-вторых, опасения из-за нарушения конфиденциальности корпоративных данных. Руководители многих компаний предполагают, что вероятность утечки информации из компании-аутсорсера окажется выше, чем вероятность раскрытия данных внутренними сотрудниками. В реальной жизни все происходит с точностью до наоборот: поскольку финансовая информация клиента не представляет никакого интереса для аутсорсера. Кроме того, в контракте могут быть прописаны санкции о возмещении ущерба в случае тех или иных проблем. Сотрудники бухгалтерской фирмы о деятельности компании узнают только из тех документов, которые им предоставляются для обработки. А значит, можно управлять информационными потоками. 

Заключение

В заключении хочется высказать личное мнение о целесообразности привлечения аутсорсинговой компании для ведения бухгалтерии. Передача бухгалтерии на аутсорсинг нецелесообразна для крупных предприятий. Это может привести к потере конфиденциальности внутрифирменной информации, а также к снижению оперативности в учете и предоставлении необходимых для управления сведений. Поэтому услуги аутсорсинга наиболее востребованы на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Опасение, что аутсорсинговая компания, имеющая достаточно узкую специализацию, может не учесть все особенности ведения бизнеса совершенно беспочвенно и основано по большей степени на неверно полученной информации. На самом деле, никакой специфики отраслей не существует. Т.е., конечно, каждый бизнес имеет свою специфику, но вот на ведение бухгалтерского учета отражается это весьма условно. Любому опытному бухгалтеру достаточно одного – двух дней, чтобы освоить все премудрости и тонкости вида деятельности в применении к ведению бухгалтерского учета. Так что специалистам аутсорсинговых бухгалтерских компаний с их широчайшим опытом работы не представляет труда разобраться в специфике любой отрасли еще до начала работы по контракту на бухгалтерское обслуживание.

Но прежде чем передавать бухгалтерию что аутсорсинговой компании необходимо убедиться в квалификации и профессионализме сотрудников, в предоставляемых гарантиях, в минимизации рисков и т.п. Так, начиная с 2008 года, в России выходит независимый рейтинг аутсорсинговых компаний, который проводит Рейтинговое Агентство Эксперт. Два раза в год устраиваются большие отраслевые саммиты, посвященные аутсорсингу. Также на базе ассоциации Стратегического Аутсорсинга АСТРА сформировался Комитет Аутсорсинга Бизнес-процессов, который занимается популяризацией модели аутсорсинга на российском рынке.

В условиях современного бизнеса имеется возможность передать на аутсорсинг большинство процессов, но это не должно становиться самоцелью. При оценке приоритетов передачи процессов на аутсорсинг нужно учитывать стратегию, ключевые компетенции, сильные и слабые стороны компании. Как правило, имеет смысл передавать на аутсорсинг три группы процессов:

1. Процессы, не являющиеся ключевыми, но требующие высокой квалификации и наличия экспертизы. Например – функция главного бухгалтера, налоговое консультирование, подготовка и сдача годовой бухгалтерской и налоговой отчетности. 
2. Процессы, состоящие из большого числа повторяющихся задач, рутинные процессы. Примерами данной категории процессов могут служить расчет заработной платы, ведение дебиторской задолженности и счетов к получению, кадровое администрирование.

3. Процессы, требующие специальных знаний, но не относящиеся к ключевым. Например – регистрация юридического лица, получение разрешения на работу, поиск и подбор персонала.
К передача бухгалтерского учета на аутсорсинг необходимо отнестись серьезно и тщательно проанализировать компании предоставляющие такого рода услуги. 

Приложение А

Уровень проникновения аутсорсинга бухгалтерии в России 2010.

Уровень проникновения аутсорсинга бухгалтерии в России 2010.

 

Предыдущая Следующая