Проблемы трансформации учета и перспективы внедрения МСФО в России

В настоящее время Россия находится на пути глобализации экономики. В связи с такими значимыми внешнеэкономическими изменениями, как вступление в ВТО и саммит АТР в России повсеместно происходит внедрение международных образцов и стандартов. Это требует все большей открытости рынка для иностранных партнеров, а производства – для инвесторов и кредиторов. Многие считают, что одной из ограничительных составляющих процесса интеграции экономики России в мировую хозяйственную систему является отсутствие системы бухгалтерского учета и отчетности, полностью отвечающей международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и потребностям реформируемой рыночной экономики. Этим обусловлена актуальность выбранной мною темы. 
Целью данной работы является изучение сложностей перехода России на международные стандарты финансовой отчетности и разработка рекомендаций по их устранению. В соответствии с целью исследования в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1.  Определена закономерность внедрения МСФО в России.
2. Выявлены преимущества и проблемы перехода российских фирм на МСФО.
3. Предложены рекомендации по ускорению трансформации бухгалтерской отчетности. 

Внедрение МСФО в России

В начале 90-х годов прошлого века вопрос сближения стандартов Российской бухгалтерской отчетности и МСФО только поднимался. На тот момент еще не было разработанного политического плана действий в этом направлении, образовательной системы и наблюдались противоречия между РСБУ и МСФО. Но начиная с 1998 года видны значительные продвижения в этом направлении, особенно после принятия в июле 2010 года Федерального закона Российской Федерации N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».
Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» можно считать официальным началом процесса трансформации бухгалтерской отчетности. В данном документе была указана цель реформирования бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. 
Следующим этапом  в реформировании бухгалтерского учета в России стала «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу», одобренная приказом Минфина №180 от 01.07.2004. В Концепции были указаны этапы реформирования бухгалтерского учета на 2004-2010 годы. Основные моменты сближения касаются перевода на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно хозяйствующих субъектов, возможности составления индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО, использования МСФО как основы для разработки российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности. 
«МСФО могут начать применять в нашей стране с 2012 года», - об этом сообщил на совещании по вопросу формирования в России международного финансового центра вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин в марте 2011 года. По его словам, «сейчас подготовлены все меры, чтобы ввести в России уже в 2011 году эти стандарты».
Однако не стоит забывать, что прежде чем начнется применение МСФО, их необходимо перевести на русский язык и адаптировать, то есть принять в РФ. «Если до 1 января следующего года период адаптации международных стандартов завершится, то 2012 год станет первым годом их применения для оценки консолидированных компаний. Как уточнил вице-премьер, такая оценка будет осуществляться в 2013 году по итогам 2012 года. Кудрин так же приводит данные, согласно которым уже сейчас из 100 крупнейших российских компаний 61 осуществляет аудит по МСФО. А из 400 компаний международные стандарты применяют 36%. Однако при этом существенная часть компаний ведет учет по американской системе, которая не совпадает с МСФО. В частности, американские правила применяются такими большими компаниями, как «Роснефть», «Лукойл», «ТНК-ВР», АФК «Система» и др. В связи с этим не исключено, что в рамках переходного периода некоторым компаниям разрешат до 2015 года готовить отчетность по американским стандартам, после чего и им придется перейти на МСФО. Министр финансов выразил надежду на то, что международные органы, разрабатывающие МСФО, сблизят или совместят МСФО и американские правила составления отчетности».1 
К октябрю 2011 года Министерство Финансов разработало проект приказа, по которому 37 МСФО будут введены в действие на территории России. Международные стандарты финансовой отчетности и разъяснения к ним будут опубликованы в «Финансовой газете» после подписания данного приказа. По словам Ирины Голова, эксперта журнала "Расчет": «Всего планируется утвердить 37 стандартов, в том числе: «Представление финансовой отчетности», «Запасы», «Отчет о движении денежных средств», «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», «Налоги на прибыль», «Основные средства», «Аренда», «Выручка».
Таким  образом, переход России от привычных Положений по бухгалтерскому учету  Международным стандартам финансовой отчетности уже не подвергается сомнениям, остается только выявлять положительные и отрицательные стороны этих изменений и пытаться сделать переход от одних стандартов к другим более быстрым не в ущерб продуктивности.

Перспективы и проблемы перехода российских фирм на МСФО

Неоспорим факт, что для привлечения инвестиций в российскую экономику нужно повышать прозрачность российского бизнеса, в том числе внедряя стандарты, понятные западным инвесторам. Необходимость составлять финансовую отчетность по международным стандартам возникает в первую очередь у предприятий и фирм, работающих с иностранными банками и инвесторами. Такие компании могут  рассчитывать на снижение процентной ставки при привлечении зарубежного финансирования, поскольку инвестор в этом случае способен объективно оценить риски, закладываемые в ставку по кредиту. «В то время как российские стандарты декларируют превосходство формы над содержанием, основная цель МСФО – получение максимально достоверной информации о состоянии компании, которая необходима инвесторам для корректной оценки и составления достоверных прогнозов», – говорит Игорь Миронов, руководитель отдела внутреннего аудита компании SABMiller.
Другая причина, по которой многие предприятия уже сейчас составляют отчетность по МСФО, – требование владельца бизнеса. Так как МСФО дают возможность объективно оценить финансовое положение компании  и позволяют понимать реальное положение дел на предприятии.
Еще один плюс применения МСФО – использование полученной информации для управленческих целей. Сейчас многие руководители осознают, что финансовая отчетность по МСФО необходима им для более эффективного управления своей организацией. Использование МСФО в качестве стандартов управленческого учета – наиболее оправданное решение для большинства предприятий, так как нетнеобходимости заново создавать принципы и правила учета многих хозяйственных операций, поскольку МСФО и их интерпретации упрощают проблему регламентации и ведения учета. 
Несмотря на явные преимущества внедрения МСФО в российскую бухгалтерскую отчетностьдалеко не все предприятия относятся к переходу на МСФО положительно более того, сегодня российские предприятия в подавляющем большинстве к переходу на МСФО не готовы.
Одной из основных проблем при массовом государственном внедрении МСФО станет кадровая. МСФО значительно сложнее российских правил бухгалтерского учета и требуют от финансистов и бухгалтеров большей профессиональной подготовки и знаний. На текущий момент в России  около 30 тысяч аттестованных Минфином России аудиторов, и только часть из них могут консультировать компании, составляющие отчетность по МСФО. Если смотреть с правовой точки зрения, государственной сертификации аудиторов МСФО как таковой на данный момент не существует. 
Однако основная проблема заключается даже не в государственной аттестации специалистов высшего уровня, а, в большей степени, в персонале компаний, который ведет основную работу трансформации бухгалтерской отчетности. Один специалист по МСФО, возглавляющий 8 бухгалтеров «старой закалки», не сможет перевести предприятие на учет по международным стандартам финансовой отчетности. Да и сотрудники, имеющие квалификацию в области МСФО и опыт работы по составлению отчетности, стоят достаточно дорого, и не каждая организация может себе позволить их нанять. В идеале это должно мотивировать предприятия самостоятельно обучать специалистов.
Несмотря на то, что сейчас многие учебные заведения предлагают программы и курсы обучения работы по МСФО, систематизированного подхода к образованию в области международных стандартов пока нет. Сейчас высшие учебные заведения России не готово к тому, чтобы переучить всех бухгалтеров и аудиторов. Создать полноценную систему образования без поддержки на государственном уровне очень сложно, в частности учитывая тот факт, что не хватает квалифицированного преподавательского состава. 
Следующая остро стоящая проблема – языковая. Официальный язык международных стандартов финансовой отчетности – английский, что значительно усложняет работу с обновлениями в стандартах и своевременность их применения. Однако языковой барьер не единственная проблема отсутствия оперативности представления информации. В настоящее время, в связи с отсутствием специализированных русифицированных компьютерных программ, на подготовку отчетности по международным стандартам у предприятий уходит слишком много времени и данные теряют свою актуальность.Распространенная в настоящий момент практика составления финансовой отчетности по МСФО методом трансформации с использованием электронных таблиц, не позволяет достичь надлежащего уровня внутреннего контроля над качеством подготовки отчетности.
Таким образом, эксперты считают, что МСФО – это сегодня одни из лучших бухгалтерских стандартов в мире, позволяющих получать объективную отчетность. Сейчас их внедряют в странах ЕС и США. Россию официально переход на МСФО ждет в ближайшие годы. Надо заметить, что этот процесс уже вызывает как позитивные, так и негативные настроения. Из положительного можно отметить следующее: компании, сформировавшие отчетность по единым правилам, обеспечат себе выход на международные рынки. Так же новые стандарты позволят описать результаты деятельности предприятий в едином формате, что так важно инвесторам, действующим на различных рынках. Однако, не смотря на весомые преимущества, внедрение международных стандартов отчетности в России идет с большими затруднениями. Это закономерно, ведь у нас исторически сложились собственные нормы и правила учета. А трансформировать старое всегда непросто. Трудности, стоящие на пути внедрения МСФО в России, во многом зависят от ресурсов, необходимых для успешного перехода на международные стандарты. Причем речь идет как о финансовых ресурсах, так и о кадровых. Осведомленность большинства российских компаний в отношении международных стандартов пока остается невысокой, что, безусловно, снижает эффективность от раскрытия организациями значительного объема информации, требуемой МСФО и скорость трансформации бухгалтерской отчетности.

Рекомендации по трансформации бухгалтерской отчетности

Объективно оценивая ситуацию, сложившуюся в нашей стране за последние годы, можно сказать, что, так или иначе,  международные стандарты финансовой отчетности будут приняты и в России в ближайшем будущем. Принципиальный вопрос здесь состоит в том, каким именно образом должны быть внедрены МСФО в РФ. Один из вариантов — принятие международных стандартов как они есть, то есть в той редакции, в которой они выпускаются Советом по МСФО. На наш взгляд, что этот вариант в  России проблематичен, поскольку в любом случае в официальных целях должен использоваться перевод на русский язык. Причем важно не только сделать официально подтвержденный перевод стандартов, но и получить согласие Комитета по международным стандартам финансовой отчетности на проведение своевременного перевода принимаемых изменений и поправок. Технический перевод текстов МСФО и их своевременное обновление необходимо проводить специальным органом, который будет  решать технические вопросы, разрабатывать проекты стандартов и выносить их на рассмотрение в Правительство РФ. При этом важно, чтобы измененные стандарты своевременно доходили до пользователей и не задерживались на этапах рассмотрения и утверждения.
Возможен так же еще один вариант принятия МСФО, представляемый литературными источниками,  с некоторыми модификациями. В этом случае в стране создается орган, который имеет право внести определенные изменения в текст, опубликованный Советом по МСФО, только после этогостандарты могут вступить в силу для российских предприятий. В частности в Евро Союзе применяется именно такой вариант.
Третий вариант трансформации бухгалтерской отчетности, который на наш взгляд наиболее оптимальный, – разработка национальных стандартов ПБУ путем их максимально возможной гармонизации с МСФО, позволяющей своевременно вносить необходимые дополнения в них по мере развития международных стандартов. Таков путь Китая и ряда других стран. 
В любом случае, какой бы вариант не был предпочтительнее, процесс перехода на международные стандарты должен   контролировать на государственном уровне. Иначе предприятия будут переходить на новые стандарты только в случае крайней необходимости, что будет вызывать дополнительные трудности и существенно тормозить привлечение денег в российскую экономику.
По словам Олега Островского, генерального директора Института профессиональных бухгалтеров России, для ускорения процесса внедрения МСФО необходимо устранить основное расхождение. «Дело в том, что отчетность предприятия по англо-саксонской модели должна удовлетворять требованиям собственников, а в России и многих странах Европы отчетность должна соответствовать требованиям законодательства. Это основной сдерживающий фактор, препятствующий внедрению МСФО»3.  Плюс к этому решить вопрос оперативной подготовки отчетности по МСФО можно за счет автоматизации учета. Внедрив на предприятии информационную компьютерную программу, которая позволит вести российский и международный учет параллельно.
Так же необходимо будет решить и проблему сертификации аудиторов и бухгалтеров, для начала путем подготовкипреподавателей, которые в свою очередь будут обучать как аудиторов, так и специалистов, необходимых российским компаниям. В дальнейшем в программы обучения студентов высших учебных заведений необходимо ввести коренные изменения обучения по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», а именно дополнить количество лекционных тем и практических занятий посвященных изучению международных стандартов. Конечно такая поэтапная процедура обучения требует затрат времени и поддержки на государственном уровне, но это позволит в ближайшее десятилетие устранить нехватку специалистов в области МСФО на российском рынке труда.
Думаю, изложенные выше рекомендации не решат, конечно, всех проблем, но по крайней мере позволят России трансформировать финансовую отчетность в более короткие сроки и менее болезненно для предприятий в целом.

Заключение

Проведенное нами изучение литературных и публицистических источников показало, что международные стандарты позволят экономике любой страны быть более прозрачной для западных финансистов и инвесторов. Некоторые успешные российские компании не стали ждать законодательных актов и перешли на МСФО по собственной инициативе.  Для остальных же  переход на МСФО – лишь дело времени. 
В общем российские ПБУ частично разрабатываются на основе МСФО и близки к ним. Однако различия между ними порой довольно значительные. Отчетность  по МСФО более понятна, доступна и полезна широкому кругу пользователей, как национальных, так и зарубежных. Она также позволяет учесть фактор инфляции, что весьма важно при анализе динамики развития компаний, которая собирается формировать отчетность по единым правилам, с целью обеспечения себе выхода на международные рынки. Многие эксперты считают, что МСФО – это сегодня одни из лучших бухгалтерских стандартов в мире, позволяющих получать объективную отчетность. 
Однако, не смотря на весомые преимущества, внедрение международных стандартов отчетности в России идет с большими затруднениями. Это закономерно, ведь у нас исторически сложились собственные Положения по бухгалтерскому учету. Трудности, стоящие на пути внедрения МСФО в России, во многом зависят от кадровых и финансовых ресурсов, необходимых для успешного перехода на международные стандарты. Так же осведомленность большинства российских компаний в отношении международных стандартов пока невысока, что снижает эффективность от раскрытия организациями значительного объема информации, требуемой МСФО и скорость трансформации бухгалтерской отчетности.
Таким образом, трудностей при трансформации финансовой отчетности от национальных до международных стандартов немало. Не вызывает сомнения, что весь этот процесс должен контролироваться на государственном уровне и с поддержкой правительства. В частности, необходимо решить вопрос оперативной подготовки отчетности по МСФО за счет автоматизации учета, разработать образовательные программы, для подготовки кадров в области международной отчетности, создать государственный орган перевода и утверждения МСФО на русском языке. Это лишь краткий перечень рекомендаций, которые позволят России трансформировать финансовую отчетность в более короткие сроки и менее болезненно для предприятий в целом

Предыдущая Следующая