Статьи на русском

Сближение российских стандартов бухгалтерского учёта и отчётности с МСФО

Проблематика реформирования отечественной системы бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями рыночной экономики и международных стандартов финансовой отчётности (МСФО) является предметом научных дискуссии более десяти лет. Обобщение теоретических взглядов отечественных учёных позволяет сделать вывод об отсутствии единства мнений о степени соответствия российских положений по бухгалтерскому учёту требованиям МСФО. Содержание российских стандартов сегодня также не удовлетворяет специалистов, пользующихся ими при формировании отчётности.

Критическое рассмотрение процесса реформирования системы бухгалтерского учёта России с точки зрения методов преобразования национальных стандартов бухгалтерского учёта привело к изучению общемирового опыта: активно обсуждающиеся в мире процессы конвергенции - максимального сближения - национальных стандартов с МСФО выявили несостоятельность метода постепенной адаптации отечественных стандартов к МСФО. Данные обстоятельства обусловили необходимость максимального сближения российской системы бухгалтерского учёта с МСФО. 

Однако на данном этапе развития страны указанная концепция нуждается в ускоренной и комплексной реализации, поскольку «сложившаяся система бухгалтерского учёта и отчётности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации». Формирование нормативной базы и её методическое обеспечение были обозначены в числе основных направлений реформы российского бухгалтерского учёта в 1998 году. Ввиду того, что действующими нормативно-правовыми документами обеспечена преемственность направлений реформы в среднесрочной перспективе, первостепенную важность приобретает разработка методического обеспечения самого процесса формирования российских стандартов в соответствии с МСФО.

Сближение российских стандартов бухгалтерского учёта и отчётности с МСФО



Бухгалтерский учет традиционно называют языком общения бизнеса. Очевидно, что интернационализация бизнеса обусловливает необходимость и интернационализации языка его общения как в прямом, так и в переносном смысле. Как принято в определенном бизнес-сообществе выбирать национальный язык, на котором будет происходить общение участников, также в процессе интеграции бизнес-систем была выявлена необходимость определения понятных всем участникам правил, по которым будут составляться документы, необходимые для делового общения. Для решения этой задачи в 1973 г. была создана международная профессиональная неправительственная организация - International Accounting Standarts Committee (IASC) - Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). В состав указанного Комитета вошли представители 13 государств (США, Канада, Франция, Германия, Великобритания, Япония и др.) и 4 неправительственных организаций. С момента создания и до 2001 года Комитетом были разработаны около 40 международных бухгалтерских стандартов (International Accounting Standarts - IAS). В 2001 году был сформирован Совет по международным стандартам бухгалтерской отчетности - International Accounting Standarts Board (IASB), который стал правопреемником Комитета в реализации функции по разработке международных стандартов. Совет одобрил существовавшие на тот момент МСФО (IAS) и интерпретации.

Выпускаемые в настоящее время стандарты называются IFRS (International Finantional Reporting Standarts) - международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Таким образом, в систему МСФО входят два вида стандартов - IAS и IFRS.

МСФО - совокупность общепринятых правил квалификации, признания, оценки и раскрытия хозяйственных операций и финансовых показателей для составления финансовой отчетности хозяйствующими субъектами большинства стран мира. МСФО представляют собой систему документов, состоящую из предисловий к положениям по МСФО, принципов подготовки и представления финансовой отчетности, стандартов и разъяснений (интерпретаций) к ним. Каждый из указанных документов имеет собственное значение, но, являясь элементом системы, не может применяться отдельно от остальных ее составляющих.

Сегодня имеют место противоречия, присущие российской системе бухгалтерского учёта (РСБУ) в целом и российским стандартам в частности. Поэтому степень соответствия отдельных российских стандартов их международным аналогам не может представлять собой адекватный индикатор приближения российских стандартов международным стандартам финансовой отчётности (МСФО).

Отличительные особенности МСФО Предлагаемые теоретические положения по сближению российских стандартов с МСФО

1. Это стандарты подготовки отчётности

Установление приоритета правил подготовки отчётности над правилами ведения учёта посредством:

• переименования в стандарты бухгалтерской отчётности стандартов бухгалтерского
• выделения совокупности принципов подготовки отчётности в документах первого уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта, имеющего приоритет над вторым уровнем (стандартами бухгалтерской отчётности), при сохранении четырехуровневой системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта;
• уточнения совокупности принципов подготовки отчётности, тождественной по содержанию принципам подготовки отчётности, имеющимся в МСФО, для раскрытия сущности основного принципа подготовки отчётности - достоверности отчётности.

Для этого совокупность принципов подготовки отчётности необходимо сформировать из положений Концепции бухгалтерского учёта в рыночной экономике России, исключив из них допущение последовательности применения учётной политики ввиду того, что оно не является общим принципом, а носит частный характер, присущий другому принципу (требованию сравнимости); дополнив их:

•целью бухгалтерской отчётности, обусловливающей основной принцип её подготовки (основное требование к информации в отчётности),
• требованиями к информации, представляемой в отчётности: основным - достоверного представления информации в отчётности (обеспечивающимся соблюдением стандартов бухгалтерской отчётности и остальных требований к информации, при этом отклонения от стандартов допустимы в случаях, если они не позволяют обеспечить достоверное представление) и одним из остальных требований - понятности,
• концепциями поддержания капитала, в развитие требования правдивого представления (объективности); уточнив перечень и определение элементов, подлежащих отражению в отчётности, определение отдельных методов их оценки и область применения дисконтированной стоимости.

2. Обладают системным характером - признаками системы:
иерархичности посредством:

1) выделения первого и второго уровней системы: принципов подготовки отчетности и стандартов отчётности;

2) определения иерархии (соподчиненности) принципов подготовки отчётности.
целостности:

  • второго уровня за счёт построения стандартов на основе взаимосвязи принципов и правил стандартов – матричным способом;
  • первого уровня за счёт сущности основного принципа – качественной характеристики «достоверное представление информации», которая обеспечивается соблюдением остальных качественных характеристик информации и стандартов отчётности, причём отклонения от стандартов допускаются, если они не позволяют обеспечить ДПИ в отчётности.

Согласно концепции МСФО целью финансовой отчетности является представление информации о финансовом положении (бухгалтерский баланс), финансовых результатах деятельности компании (отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств) и изменениях в финансовой позиции (отчет об изменениях капитала), полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений.

Концепция МСФО определяет, что для достижения вышеуказанной цели финансовой отчетности должны быть присущи определенные качественные характеристики, а сформирована она должна быть с учетом основополагающих допущений и ограничений.

Существуют четыре основные причины, определяющие необходимость существования принципов подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО:

1. Принципы помогают соблюдать последовательность при разработке стандартов. Без наличия принципов, определяющих, например, приоритет содержания над юридической формой, каждую конкретную хозяйственную ситуацию следовало бы рассматривать в стандартах в отдельности, что увеличило бы вероятность применения непоследовательных подходов.

2. При разработке новых стандартов принципы помогают ускорить ход обсуждения и сосредоточиться на решении конкретных вопросов. Нет необходимости возвращаться постоянно к рассмотрению концептуальных вопросов, поскольку основные вопросы подготовки финансовой отчетности уже определены принципами.

3. При составлении финансовой отчетности принципы помогают найти подходы к решению тех вопросов, которые не раскрыты в отдельных стандартах и интерпретациях.

4. Если МСФО и национальные стандарты учета и отчетности отдельных государств базируются на одинаковых принципах, это существенно ускоряет и упрощает процесс внедрения международных стандартов.

Переход российских компаний на МСФО важен и инвесторам, и руководству компаний, и государству. Интерес государства. Предприятия государств, применяющих МСФО, имеют возможность получить денежные средства на более льготных условиях и в более сжатые сроки. Общепринятые стандарты финансовой отчетности необходимы для стран, заинтересованных в привлечении иностранного капитала. Это поможет оживить российскую экономику и увеличить поступления в бюджет.

Интерес инвесторов и собственников компаний. При отсутствии единой бухгалтерской отчетности международные инвесторы, заинтересованные в сохранении капитала и уменьшении инвестиционных рисков, вынуждены проводить дополнительные аналитические исследования, направленные на выявление истинного финансового положения конкретных предприятий или компаний, в результате чего капитал становится дороже. Введение МСФО в РФ сократит затраты на трансформацию отчетности и таким образом уменьшат издержки.

Интерес менеджмента предприятий. Руководство предприятия, использующего МСФО, получает отчетность, которая максимально объективно отражает действительность и на основе которой можно принимать обоснованные управленческие решения.

Заключение



Согласно концепции МСФО целью финансовой отчетности является представление информации о финансовом положении (бухгалтерский баланс), финансовых результатах деятельности компании (отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств) и изменениях в финансовой позиции (отчет об изменениях капитала), полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений.

Развитие российского учета происходит посредством его адаптации в среде. Ключевым отличием новой концепции признается регулирование бухгалтерского учета на основе принципов.

Установление общих принципов позволяет обеспечить единство учетной методологии, не игнорируя при этом конкретные особенности функционирования экономических субъектов.

Принципы составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО подразделяются на 2 группы:

– основополагающие допущения;
– качественные характеристики финансовой отчетности.

Основополагающие допущения состоят из 2 базовых принципов – учета по методу начисления и непрерывности деятельности предприятия.

Актуальной проблемой развития бухгалтерского учета в России является сближение его с практикой, принятой в странах с рыночной экономикой. Сближение с мировой практикой ведения бухгалтерского учета – необходимое условие для активного вхождения России в международные рынки капитала. Из всех зарубежных моделей бухгалтерского учета в качестве ориентира для отечественного учета выбраны МСФО. Этот выбор законодательно закреплен постановлением Правительства Российской Федерации от 6.03.98 г. №283, которым утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. В настоящее время в России уже многое сделано для перехода на принятую в международной практике систему учета и отчетности.

Наиболее важным для приведения отечественной отчетности в соответствие с международной является наличие достоверности отчетности. По международным стандартам достоверность информации отчетности рассматривается как возможность дать полное и непредвзятое представление об истинном положении дел на предприятии пользователям для правильного принятия ими решений. В российской же практике достоверность отчетности связана с соблюдением требований нормативных актов, т.е. достоверность понимается как соответствие правилам, установленным законодательством, а не правдивое отражение хозяйственной деятельности. Принципы, сформулированные в Концепции бухгалтерского учета, в целом соответствуют МСФО.

Практическая же реализация этих принципов требует решения многих вопросов. И в первую очередь должна быть решена проблема достоверности отчетности. Но решение этой проблемы невозможно, пока в правилах составления отчетности доминируют интересы регулирующих органов. До тех пор, пока пользователи отчетности не будут иметь реальную возможность оценить подлинное финансовое состояние предприятия, отчетность не будет выполнять своей главной цели – быть полезной для пользователей, какие бы принципы при этом не провозглашались.