Проект Российского Положения по Бухгалтерскому Учету «Запасы» - еще один шаг к Международным Стандартам Финансовой Отчетности

Особую актуальность приобретает применение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) для составления финансовой отчетности компаниями и корпорациями, выступающими со своими финансовыми инструментами на мировых фондовых рынках. При этом отметим, что международные стандарты финансовой отчетности являются признанной системой учета конкурируя только с Национальными общепризнанными стандартами бухгалтерского учета (ГААП), применение МСФО позволяет сделать бухгалтерскую отчетность максимально достоверной. Цель Советов по МСФО заключается в разработке и изданий понятных глобальных стандартов учета и бухгалтерских программ, на основе которых можно было бы создавать прозрачную качественную финансовую отчетность, понятную любому заинтересованному пользователю.
Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283, которая должна обеспечивать переход на МСФО, прокладывает до настоящего времени путь к европейским стандартам. Такой длительный срок сближения объясняется несоответствием Российского правового поля и необходимостью поэтапного введения изменений. Российские Положения о бухгалтерском учете постепенно корректируется Минфином России с учетом требований МСФО, но при этом частично сохраняет национальный колорит и не меняет традиционных основ РСБУ. В результате в российском законодательстве появились наиболее значимые положения по ведению бухгалтерского учета, как "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (ПБУ 18/02), "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008), "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010). Были существенно изменены стандарты, посвященные информации по сегментам, учетной политике организации, а также учету договоров строительного подряда, активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, нематериальных активов, оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов, расходов по займам и кредитам.
Эксперты и многие аудиторские фирмы отмечают шесть важных отличий РСБУ от МСФО.
1. Учет активов в российских стандартах основывается на переходе права собственности, в то время как в международных стандартах актив учитывается при переходе рисков и преимуществ владения.
2. Различается кардинально и порядок переоценки активов.
3. Не применяется концепция экономического обесценения активов.
4. Отличается подход к отражению инфляции.
5. В учете РФ не используется дисконтирование финансовой составляющей сделок.
6. В МСФО более жесткие требования к раскрытию информации в примечаниях к отчетности.
Отметим, что 2011 год насыщен в событиями в российском законодательстве, которые направлены на сближение правил российского учета с требованиями МСФО. В связи с эти рассмотрим особенности учета запасов, осуществляемого в настоящее время и в перспективе в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета и международными стандартами финансовой отчетности.

Проект Российского Положения по Бухгалтерскому Учету «Запасы» - еще один шаг к Международным Стандартам Финансовой Отчетности

Правила формирования себестоимости запасов, производимых и реализуемых в ходе обычной деятельности организации, закреплены в МСФО (IAS) 2 "Запасы", в то время как для РСБУ действует ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов".
МСФО (IAS) 2 квалифицирует запасы как активы, предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности компаний, находящиеся в процессе производства или в виде сырья и материалов, которые будут потреблены в ходе производства или оказания услуг. Стандарта распространяется на товары, сырье и материалы, готовую продукцию, а также незавершенное производство на всех его стадиях. При этом под действие ПБУ 5/01 учет незавершенного производства не подпадает, из-за чего порядок оценки незавершенного производства не регламентирован и обязан определяться учетной политикой организаций. 
Момент признания запасов в МСФО опирается на общее понятие актива как ресурса, контролируемого организацией в результате прошлых событий, от которого ожидаются экономические выгоды (Принципы МСФО). Поэтому запасы должны признаваться в учете по мере получения над ними контроля и возможности потребления экономических выгод, а также при соответствии определению запасов. В РФ ни в ПБУ 5/01, ни в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н не определяют момент признания запасов. Признание запасов в бухгалтерской финансовой отчетности РФ основывается на правах собственности. 
Все виды запасов должны оцениваться, как указано в МСФО (IAS) 2, по наименьшей из величин: себестоимости (фактическим расходам) или чистой цене продаж (цене продаж за минусом сбытовых расходов). Не смотря на то что состав затрат, включаемых в себестоимость запасов, согласно действующему ПБУ 5/01 в целом идентичен МСФО (IAS) 2, в ПБУ 5/01 не указана возможность применения каких либо других способов оценок к запасам помимо фактической стоимости. Но Методические указания по учету материально-производственных запасов, расширяют границы оценки стоимости запасов до применения оценки по учетной стоимости, при учете готовой продукции, называемый методом нормативной стоимости или договорной стоимости. Для торговых организаций право применять к товарам оценку по ценам продаж. Но по правилам РСБУ учет тары и неотфактурованных поставок и в отношении готовой продукции должен осуществляться по учетным ценам. Торговые организации в соответствии с ПБУ 5/01 имеют право относить затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, непосредственно в состав расходов на продажу. Но в соответствии с МСФО данные затраты формируют стоимость запасов. При использовании второго метода учета запасов в МСФО в российской отчетности возникает разница в оценке отдельных запасов, потерявших частично потребительские свойства, до чистой стоимости продаж. Так как ПБУ 5/01 устанавливают, что фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению. Корректировка в сторону уменьшения стоимости запасов предусмотрена только в отношении неликвидов путем формирования соответствующего резерва.
Подход к оценке фактической стоимости (себестоимости) проданных товаров, готовой продукции, работ и услуг формулируется исходя из общих положений МСФО (IAS) 2, то есть запасы оцениваются по фактической стоимости. ПБУ 5/01 требует применять к оценке запасов на конец отчетного периода тот же метод, что и при их выбытии, то есть по себестоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости, себестоимости первых по времени приобретений (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости), что каждая организация решает самостоятельно на уровне своей учетной политики.
В настоящее время в Минфине России находится проект нового ПБУ по учету запасов. Этот документ более близок к требованиям Международных стандартов, чем действующее ПБУ 5/01. Отметим, что в соответствии с данным проектом к запасам будут отнесены активы, находящиеся в процессе производства для последующей продажи, выполнения работ, оказания услуг в ходе обычной деятельности организации, то есть незавершенное производство.
Проект ПБУ по учету запасов определяет момент признания запасов в бухгалтерском учете: это момент перехода к организации экономических рисков и выгод, связанных с владением запасами, что соответствует МСФО (IAS) 2.
В проекте «Запасы» содержится указание о необходимости капитализации в первоначальной (фактической) стоимости запасов затрат на выполнение обязательств по демонтажу, удалению запасов и восстановлению окружающей среды на занимаемом ими участке, понесенных на протяжении определенного периода вследствие использования указанных запасов в течение этого периода.
Также требование о том, что при покупке запасов на условиях рассрочки платежа переплата как разница с обычной стоимостью запасов, используемой на условиях немедленной оплаты, признается расходом по займам и кредитам на протяжении всего периода финансирования в порядке, установленном для учета таких расходов, соответствует МСФО (IAS) 2.
Меняется подход к определению фактической стоимости запасов у торговых организаций.
Проектом ПБУ «Запасы» предложено производить уценку запасов до чистой стоимости возможной продажи (это цена продажи за вычетом ожидаемых затрат на завершение производства и переработку запасов и затрат по продаже). Указанное снижение стоимости необходимо в ситуации, когда балансовая стоимость каких-либо запасов превышает их чистую стоимость возможной продажи.

Заключение

Таким образом, рассмотрев ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и МСФО (IAS) 2 "Запасы", оценив сферу действия проекта ПБУ «Запасы», можно утверждать, что принятие данного проекта Российским законодательством еще на один шаг сблизить Российский бухгалтерский учет и международные стандарты финансовой отчетности. Данный проект делает более прозрачными запасы, которые включает в себя незавершенное производство, к которому относятся затраты на производство услуг, в отношении которых организация - поставщик услуг еще не признала выручку. Проект «Запасы» стирает отличия между МСФО и РСБУ, а именно предлагается принимать запасы к учету в момент перехода к организации экономических рисков и выгод, связанных с владением запасами. Критерий права собственности при этом не является решающим. Если запасы являются инвестиционным активом, то затраты по заемным средствам, понесенные за время производства, включаются в их себестоимость.
12 апреля 2011 года Фондом “Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности” совместно с Министерством финансов РФ проводился круглый стол «Обсуждение проектов положений по бухгалтерскому учету «Учет аренды», «Учет вознаграждений работникам», «Учет запасов», «Учет основных средств». В данной дискуссии обсуждались по проекту ПБУ «Учет запасов» следующие направления:

  • Использование термина «себестоимость запасов» (для фактических затрат на приобретение, переработку и обеспечение текущего местонахождения и состояния запасов).
  • Возможность признания в составе запасов затрат на приобретение материалов для управленческих нужд.
  • Возможность признания расходов по займам и кредитам в себестоимости запасов в случае приобретения запасов на условиях отсрочки платежа на период, превышающий по длительности обычные сроки оплаты.
  • Оценка запасов, полученных по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами.
  • Порядок признания снижения стоимости запасов до чистой стоимости возможной продажи или восстановления ранее признанного снижения.

Все поправки к учету запасов призваны максимально сблизить российский учет с МСФО.

Предыдущая Следующая