Статьи на русском

Аутсорсинг бухгалтерских услуг

Все чаще в современном деловом мире однопрофильные компании концентрируют свою деятельность на конкретной деятельности, остальные функции передают в аутсорсинг.

Характер деятельности организации целиком зависит от выбора между производством и приобретением, жизненно важного для производительности и конкурентоспособности. За последнее время взгляды руководителей на проблему выбора претерпели значительные изменения. Курс взят на аутсорсинг, или поиск внешних поставщиков тех товаров или услуг, которые раньше производились фирмой.

Совершенно невероятно, чтобы какая-либо одна организация превосходила другие по всем направлениям производства или оказания услуг. Поэтому, закупая извне, компании могут сконцентрироваться на своей главной задаче. Такая философия уже привела к существенному разукрупнению предприятий и расширила сферу снабжения производства. Мало того, с возникновением мирового рынка в обязанности отдела снабжения вошел поиск или создание поставщиков мирового уровня, способных удовлетворить стратегические потребности фирмы.

В стремлении сократить размер фирмы до приемлемого уровня и сосредоточить внимание на добавочной стоимости и основных видах деятельности, чтобы выжить и процветать, государственные и частные организации применяют принцип «снабжение извне» ко многим функциям и видам деятельности, которые раньше выполнялись самими фирмами.

В настоящем реферате мы рассмотрим, что такое аутсорсинг, его преимущества и недостатки, определим, чем отличаются понятия аутсорсинг персонала и «аренда» персонала, а также вопросы правового регулирования, бухгалтерского и налогового учета у фирмы — аутсорсера и фирмы, потребляющей услуги.

1. Сущность аутсорсинга



Аутсорсинг (от англ. outsourcing: внешний источник) — передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.

Становясь потребителем аутсорсинговых услуг, организация-заказчик получает возможность сосредоточиться на основном бизнесе, поскольку договор аутсорсинга, как мы отметили, заключается именно по непрофильным направлениям деятельности организации. Между организацией-заказчиком и аутсорсинговой организацией заключается гражданско-правовой договор, предметом которого является предоставление услуги или выполнение работы. По сути дела, прибегая к услугам аутсорсера, организация — заказчик в его лице получает как бы дополнительное структурное подразделение организации, которое в то же время остается от него юридически независимым.

Исходя из своих целей и имеющихся ресурсов, каждая организация сама решает отдавать ту или иную часть собственного бизнеса на аутсорсинг, или выполнять ее самостоятельно. Определяющим фактором, конечно же, является сравнение экономической эффективности обоих вариантов.

2. Виды аутсорсинга



Считается, что внешнему исполнителю могут быть переданы практически любые функции предприятия. На практике наиболее распространенными видами аутсорсинга является передача следующих функций:

1. бухгалтерский учет и расчет налогов
2. юридическое обеспечение деятельности
3. расчет заработной платы сотрудников
4. управление персоналом: примерами компаний, предоставляющих услуги по набору и найму персонала являются различные кадровые агентства.
5.Информационные системы и управление базами данных: оффшорное программирование; создание веб-ресурсов; разработка, установка, сопровождение П.О.
6. маркетинговые коммуникации и связи с общественностью
7. управление проектами от разработки до реализации
8. вопросы экономической и информационной безопасности
9. управление логистикой и доставкой
10.производственный аутсорсинг: сторонней организации передаются частично или целиком производство продукции или ее компонентов.
11. сборка и тестирование
12. уборка и обслуживание
13.управление транспортом, его техническое обслуживание и ремонт (воздушные и морские суда, автомобильный, железнодорожный транспорт)
14.управления знаниями: предполагает управление процессами, которые требуют глубокого изучения или серьезной аналитической обработки данных, формирования и управления базами знаний, которые в последующем могут использоваться, в том числе и для поддержки принятия решений.

3. Бухгалтерский аутсорсинг



Бухгалтерский аутсорсинг - это передача ведения бухгалтерского учёта предприятия сторонним специалистам с целью оптимизации бизнес-процессов. Бухгалтерский аутсорсинг позволяет компаниям сконцентрироваться на собственном бизнесе, снизить финансовые риски, минимизировать управленческие и финансовые затраты.

Не стоит путать аутсорсинг бухгалтерии с привлечением внештатного бухгалтера. Аутсорсингу присуща, главным образом, передача регулярных функций. В то время как привлечение внештатного специалиста необходимо расценивать скорее как передачу эпизодических объёмов работ конкретному исполнителю.

Фирмы-аутсорсеры: готовят первичную документацию по хозяйственным операциям; составляют концепцию учета и проводят консультирование; ведут бухгалтерский учет по всем регистрам; составляют регистры учета; рассчитывают заработную плату и начисляют налоги на фонд оплаты труда; рассчитывают все налоги; составляют бухгалтерскую отчетность (расчеты, декларации); сдают отчетность в налоговую инспекцию и внебюджетные фонды; представляют интересы в налоговой инспекции и внебюджетных фондах; принимают на своей территории инспекторские проверки из налоговой инспекции и фондов.

Однако сейчас все больше и российских бизнесменов пользуются бухгалтерским аутсорсингом, который предлагает услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского и налогового учета, оптимизации налоговый платежей, составления промежуточной и годовой отчетности, а также ведение дел с налоговыми органами. Подпункт «в» пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предоставил право руководителям организаций передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета: централизованной бухгалтерии; специализированной организации; бухгалтеру-специалисту.В приказе по учетной политике организация, принявшая решение о передаче ведения бухгалтерского учета аутсорсеру, должна обязательно зафиксировать этот момент.

Для оказания услуг по ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности заключается договор возмездного оказания услуг в соответствии с пунктом 2 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации. Отметим, что в договоре необходимо четко прописать обязанности сторон, установить сроки выполнения обязательств, а особенно четко разграничить ответственность организации - заказчика и аутсорсера за выполнение тех или иных операций по ведению бухгалтерского учета.

Нередко одной из основных причин передачи ведения бухгалтерского учета аутсорсеру является стремление организации снизить риски штрафных санкций за неправильное ведение отчетности. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации именно налогоплательщику – организации, доверившей вести бухгалтерский учет аутсорсеру, в случае обнаружения нарушений придется платить штрафы и пени. Поэтому, включив в договор пункт о том, что все пени и штрафы, начисленные налоговой инспекцией за несвоевременную подачу налоговых деклараций, неправильное исчисление сумм налогов и так далее, компенсируются организацией-аутсорсером, организация-заказчик получает возможность возместить суммы уплаченных штрафных санкций за счет аутсорсера. Разумеется, это возможно лишь в том случае, если причиной этому не является несвоевременное представление заказчиком аутсорсеру первичной бухгалтерской документации.

Согласно пункту 5 Закона №129-ФЗ бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. Отметим, что сведения, указанные в отчетности, могут заверять не только руководитель организации, главный бухгалтер, но и представитель организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета.

В зависимости от видов деятельности организации, от количества совершаемых организацией хозяйственных, от используемой организацией автоматизированной системы обработки документов и так далее складывается стоимость услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета.

Причем следует отметить, что аутсорсинговые компании при определении стоимости своих услуг, как правило, устанавливают дифференцированный подход к фирмам - заказчикам. В основном, при бухгалтерском аутсорсинге используются несколько видов тарифов: так называемый «нулевой» тариф, предлагаемый вновь образованным организациям, имеющим нулевой баланс; базовый тариф, используемый в отношении заказчиков, имеющих небольшие объемы учетной работы; тариф, разработанный для организаций, нуждающихся в полном спектре бухгалтерских услуг.

Кроме того, организация-заказчик может заказать и любые другие дополнительные услуги, например, оптимизацию налоговых платежей.Затраты на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонней организацией, у организации - заказчика относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Однако такие расходы должны быть документально подтвержденными, экономически обоснованными и связанными с получением дохода.

При исчислении подлежащего уплате налога на прибыль организаций расходы на привлечение организации-аутсорсера уменьшают полученные доходы только в том случае, если такие расходы экономически оправданы. Доначислить налог на прибыль налоговый орган не вправе, если произведенные налогоплательщиком расходы на оплату услуг, оказанных по договору аутсорсинга, документально подтверждены и экономически целесообразны.

В бухгалтерском учете расходы на оплату услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета специализированной организацией признаются в качестве управленческих расходов, формирующих расходы по обычным видам деятельности.Такие расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, установленной договором с фирмой-аутсорсером (без учета предъявленной организации фирмой суммы НДС), в том отчетном периоде, в котором услуги были оказаны.

Управленческие расходы учитываются в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н, на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

При этом в бухгалтерском учете составляются следующие записи:

Дебет 60 - Кредит 51 - отражено перечисление денежных средств аутсорсеру на основании выписки банка;
Дебет 26 - Кредит 60 - приняты к учету оказанные услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета на основании ежемесячного двустороннего акта об оказании услуг;
Дебет 19 - Кредит 60 - учтена сумма НДС, предъявленного аутсорсером;
Дебет 68 - Кредит 19 - принят к вычету НДС.

4. Преимущества аутсорсинга в бухгалтерском учете



 Использование услуг бухгалтерского аутсорсинга позволяет:

  • Повысить инвестиционную привлекательность компании за счет повышения прозрачности;
  • Превратить учетные подразделения компаний группы в единый слаженно работающий механизм;
  • Освободиться от отдельных трудоемких учетных процессов и посвятить свое время бизнесу;
  • Обеспечить конфиденциальность при расчете заработной платы;
  • Получить консультации по налоговым последствиям сделок и их оформлению;
  • Получить юридическую поддержку в налоговом споре;
  • Не беспокоиться о частной смене бухгалтеров в компании;
  • Легко перейти на ведение учета собственными силами, получив методологическую и техническую поддержку аутсорсера.

Стоимость обслуживания сопоставима с расходами на оплату труда главного бухгалтера или небольшой бухгалтерии. При этом организация бухгалтерского учета на предприятии с привлечением специализированной фирмы имеет ряд своих преимуществ.

Заказчик не тратится содержание рабочих мест бухгалтеров (оргтехника, документация, расходные материалы, специальная литература, семинары и пр.);

Заказчик не столкнется с проблемой, когда его единственного бухгалтера нет на месте в нужный момент, поскольку в бухгалтерской организации он имеет дело не с одним бухгалтером, а с командой – бухгалтерией, возглавляемой старшим бухгалтером;

Заказчик имеет доступ к профессиональным юристам и аудиторам, с которыми может проконсультироваться по вопросу оптимальности совершения той или иной операции с точки зрения налогообложения, гражданского законодательства и пр.;

Заказчик не беспокоится о доставке необходимых документов (это задача курьеров аутсорсера);

Аутсорсер несет ответственность за несвоевременную сдачу отчетности (если заказчик вовремя предоставил все необходимые документы для ее подготовки);

Заказчик может принять к вычету НДС по услугам бухгалтерской компании;
Заказчика не беспокоят вопросы текучести и загруженности бухгалтерских кадров. 

Заключение


Сравнив два возможных варианта организации бухгалтерского учета на предприятии, можно однозначно сказать, что использование компании аутсорсера выгодно для организации в силу объективных причин, причем выгода от использования компании аутсорсера значительна и сохраняется и при аутсорсинге услуг главного бухгалтера (то есть не комплексного аутсорсинга бухгалтерского учета), и при других возможных вариантах, таких как аутсорсинг отдельного участка бухгалтерского учета, например: учета заработной платы, учет основных средств, но не стоит забывать, что существуют ряд факторов, которые в ряде случаев имеют более приоритетное значение, чем выгода от сокращения расходов организации, основные из них: Индивидуальные особенности отраслевой специфики, которые не позволяют эффективно использовать аутсорсинг бухгалтерского учета на предприятии.

Получение оперативной информации для данных управленческого учета и бухгалтерского при условии не четко отлаженного бизнес-процесса получения учетной информации.

Для решения данной проблемы в организации необходимо четко регламентировать бизнес-процесс получения учетной информации. В случае наличия четко отлаженного бизнес-процесса получения учетной информации возможно корректное разделение управленческого учета и бухгалтерского с передачей последнего аутсорсеру.

Вы уже приняли решение передать ведение бухгалтерских услуг на аутсорсинг? Если у вас еще остаются вопросы и сомнения, самое время найти ответы и внести ясность. Сделать это можно, связавшись с нашим экспертом — достаточно будет просто оформить заявку ниже и с вами свяжутся. Консультация будет бесплатной!
Статьи