Статьи на русском

Плюсы и минусы использования аутсорсинговых услуг в сфере бухгалтерского учета

Аутсорсинг – относительно новый вид услуг на российском рынке. Успешно осуществляющиеся на западе аутсорсинговые услуги сегодня находят своего потребителя и в Российской Федерации. И если совсем недавно потребителями таких услуг в нашей стране были в основном представительства иностранных компаний и совместные предприятия, теперь же к услугам аутсорсеров все чаще прибегают обычные российские фирмы.

Объясняется все довольно просто: возрастающая на потребительском рынке товаров, работ или услуг конкуренция требует от субъектов предпринимательства роста эффективности производства и сокращение издержек. Во многом решить эту проблему помогает именно аутсорсинг, позволяющий отдать часть производственных процессов в «чужие руки». И хотя, многие российские организации сегодня пока только присматриваются к этому, сравнительно молодому виду услуг, малый и средний бизнес уже активно пользуется услугами аутсорсеров в плане информационных технологий, финансового и кадрового аутсорсинга.

Понятие аутсорсинга в российском законодательстве отсутствует. Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от английского «outsourcing») и дословно переводится как использование чужих ресурсов.

Смысл аутсорсинга сводится к следующему: сосредоточьте все ресурсы на том виде деятельности, который является основным для вашей организации, и передайте остальные поддерживающие или сопутствующие функции профессиональному партнеру.

Иными словами для успешного ведения бизнеса вовсе не обязательно, выполнять все непрофильные функции, связанные с основным видом деятельности организации, или с управлением компанией, своим персоналом, можно возложить ведение этих процессов и на специализированную организацию.

Таким образом, под аутсорсингом понимается передача на договорной основе непрофильных функций субъекта внешним исполнителям, специализирующимся в конкретной области и обладающим знаниями, опытом, техническим оснащением.

Глава 1. Функции, достоинства и недостатки бухгалтерского аутсорсинга.



Если говорить о функциях, которыми может обладать аутсорсинг бухгалтерских услуг, то выделяются:

- операционная;
- аналитическая;
- контрольная;
- информационная;
- управленческая.

Что касается операционной функции, то в данном случае подразумевается бухгалтерское сопровождение всех сделок компании с целью обеспечить наиточнейшую регистрацию данных, а также просчет рисков и выгод, получаемых от той или иной сделки. Другими словами, компания-аутсорсер берет под контроль все заключаемые вами договора, регулируя вашу деятельность в четком соответствии с действующим законодательством. В процесс включаются также и профессиональные юристы, что обеспечивает наивысшую безопасность заключаемых сделок.

Регистрирующая функция – это ведение бухгалтерии предприятия. В частности составляются различные отчеты – как бухгалтерские, так и налоговые, в реестр вносятся все финансовые прибыли и расходы – другими словами, компания-аутсорсер фиксирует все финансовые потоки вашей фирмы. Подобная функция используется чаще всего, так как правильное ведение бухгалтерии требуется всем фирмам, а аутсорсинг бухгалтерских услуг способен обеспечить наивысшую актуальность и полноту фиксируемых данных.

Аналитическая функция предпочтительна как для развивающегося бизнеса, так и для компаний, которые испытывают финансовые затруднения. В частности, компания - аутсорсер анализирует все финансовые потоки фирмы, после чего выдает подробный отчет о расходах и доходах с вероятными вариантами сокращения первых и повышения вторых. Например, вам могут указать на ненужность того или иного отдела, предложить варианты упрощения налогообложения или освобождения от некоторых видов сборов. Также аутсорсеры берутся за оптимизацию деятельности предприятий, которая может включать в себя различные методы повышения эффективности работы – от установки нового программного обеспечения и приобретения оборудования до сокращения или расширения штата.

Стоит заметить, что даже те компании, которые получают стабильный доход и не относятся к числу не рентабельных или развивающихся, также прибегают к аналитике своей бухгалтерии. Чаще всего аутсорсинг бухгалтерских услуг в данной сфере способен значительно повысить доходы фирмы, а увеличение прибыли требуется даже стабильным компаниям.

Контрольная функция требуется в том случае, если у компании уже есть свой штат бухгалтеров, но она хочет удостовериться в том, что ведение бухгалтерии проходит правильно. Другими словами, заказываются аудиторские проверки, которые могут выявить нарушения в работе собственной бухгалтерии, способные привести к штрафам или потерям фирмы. Таким образом, можно также вычислить мошенничества, которые иногда случаются со стороны собственных специалистов, и уберечь свою компанию от повышенного внимания налоговых органов.

Информационная функция также часто используется предприятиями, как обладающими бухгалтерией, так и работающими без нее. В эту функцию входят бухгалтерские консультации по различным вопросам, касающимся бухучета, налогообложения, а также некоторых организационных. Например, особенно часто с компаниями - аутсорсерами консультируются по поводу открытия филиалов или представительств, организации различных обществ (например, ООО или ОАО) и так далее.

Наконец, управленческая функция заключается в контроле над работой вашего бухгалтерского отдела. Компания - аутсорсер прописывает строгие правила и нормативы работы этого отдела и является как контрольным органом, так и управляющим – другими словами, возглавлять ваш отдел бухгалтерии будут аутсорсеры. Немногие понимают выгоду подобной услуги, но в данном случае она весьма велика.

Бухгалтерский аутсорсинг имеет свои достоинства и недостатки.


Основными преимуществами бухгалтерского аутсорсинга являются:

-концентрация управленческих усилий на основной деятельности;
-снижение или отсутствие расходов на содержание, обучение собственного штата специалистов-бухгалтеров;
-повышение организационной гибкости предприятия;
-передача организации-аутсорсеру рисков, связанных с претензиями налоговых органов;

К недостаткам можно отнести:

-организация-аутсорсер не отвечает всем требованиям профессионального поставщика услуг;
-потеря конфиденциальности внутрифирменной информации;
-передача бухгалтерского учета на аутсорсинг зачастую ведет к снижению оперативности в учете;
-при плохой организации документооборота существует возможность потери первичных учетных документов;
-отсутствие контроля над деятельностью организации или специалистов;

Глава 2. Аутсорсинг в России.



Рынок бухгалтерского аутсорсинга в России относится к числу одного из наиболее молодых и быстро растущих. По подсчетам ряда специалистов, услугами аутсорсеров сегодня пользуются приблизительно 5% всех российских фирм (без учета индивидуальных предпринимателей или совсем небольших фирм, которые пользуются услугами индивидуальных бухгалтеров).

Рынок лишь начинает формироваться и до стадии насыщения ему еще далеко, ежегодный рост достигает 50-60%. Например, количество клиентов, желающих получить услугу по расчету заработной платы, ежегодно увеличивается на 70%.

В России в 2007 году около 250.000-500.000 работников получали зарплату, рассчитываемую аутсорсинговыми компаниями. Специалисты предполагают, что рост рынка в ближайшие 2–3 года будет носить лавинообразный характер, количество “рассчитываемых” сотрудников увеличится до 1–1.5 млн. человек.

Крупнейшим в России является московский рынок: по оценкам участников рынка бухгалтерского обслуживания, в Москве действует более 100 фирм, специализирующихся на данном виде услуг, тогда как лишь в некоторых крупнейших региональных центрах их количество может достигать 30-40.

По оценке экспертов, крупнейшими компаниями, работающими на рынке аутсорсинга бухгалтерских услуг, являются: Intercomp, Unistaff, UCMS Group и БДО ЮБС, - крупные и средние западные и российские фирмы рассматривают их как основных поставщиков аутсорсинговых услуг.

Заключение



Аутсорсинг в России не достиг уровня ведущих западных компаний. Сотрудничество с ними позволит улучшить опыт российских провайдеров в будущем, но это будет зависеть от стремления российских компаний выйти на западный уровень качества. Ведь именно высокий уровень развития аутсорсинга позволит российским компаниям достичь того уровня производительности и конкурентоспособности, который даст России шанс укрепить свои позиции в мировом экономическом пространстве.

Как оказалось, аутсорсинг на практике применим почти в любой области деятельности предприятия. Найти специалистов, которые смогли бы исполнять функции коммерческого или финансового директора, бухгалтера, юриста, менеджера и т.д. оказывается не столь сложным делом. Без затруднений проходит и интеграция специалистов в новый бизнес.
Следовательно, аутсорсинг является очень перспективным видом деятельности, который находит свое применение практически в любой сфере бизнеса, и особенно актуален в период кризиса, когда необходима тотальная экономия средств предприятия.

В зависимости от потребности и возможности компании возможно применение определенного вида аутсорсинга. Не стоит рассматривать аутсорсинг в отрыве от реалий бизнеса - необходим целостный взгляд на компанию и возможность внедрения аутсорсинга. Следует понимать, каким образом различные варианты применения аутсорсинга способны влиять на бизнес в целом. При этом любое решение должно учитывать все аспекты структуры рисков компании.
Статьи