Статьи на русском

Аутсорсинг в бухгалтерском учете

В настоящее время существует множество компаний, которые осуществляют ведение бухгалтерского учета нескольких организаций, составляют отчетности для государственных органов, производят расчет заработной платы и выполняют множество других дополнительных услуг. В частности: оптимизацию налогообложения, снижение издержек, защита интересов клиента, решение индивидуальных вопросов, бухгалтерские консультации и т.д.

Следует отметить, что в случае начисления штрафов или пени, ответственность несет именно аутсорсинговая компания, деятельность которой, в свою очередь, застрахована. Сопровождение бухгалтерии без труда возможно доверить таким компаниям, индивидуально обсудив перечень услуг и стоимость сопровождения. Руководитель, решив подписать контракт с бухгалтерской компанией и доверить бухгалтерское обслуживание, руководствуется, исключительно, приоритетами фирмы. Своим выбором он минимизирует расходы, плюс, получает гарантированно безупречный результат. Аутсорсинг бухгалтерского учета весьма выгоден тем компаниям, которые по разным причинам не ведут хозяйственную деятельность. Ведь составление нулевой отчетности им в любом случае понадобится, но содержать в штате из-за этого бухгалтера - экономически невыгодно.

Аутсорсинг бухгалтерского учета весьма востребован не только в небольших фирмах и среднем бизнесе. Остановимся на привлекательности аутсорсинга бухгалтерского учета индивидуальными предпринимателями. Ведение бухгалтерского учета ИП имеет множество нюансов, большинство из которых можно выявить только в процессе обслуживания предпринимателя и могут быть уникальными, поскольку в отличие ведения бухучета на предприятии, финансовая деятельность ИП тесно связана с его личным имуществом, а также с доходами ближайших родственников.

Конечно, ведение бухгалтерского учета ИП изначально предполагает штрафные санкции в 10 раз ниже, чем у предприятий, поскольку ИП отвечает за различные нарушения, как физическое лицо. В тоже время, ИП отвечает фактически всем своим имуществом. Долги или штрафы с него могут взыскать за счет личного автомобиля, квартиры или личных сбережений жены. Следует также отметить, что добровольная уплата штрафа не освобождает от уголовного наказания, особенно в отношении бухгалтерского учета и налогов. В частности в новой редакции УК РФ говорится лишь о «деятельном раскаянии» – понятии крайне туманном и сложном, особенно в отношении статьи о неуплате налогов.

Даже ликвидация ИП не избавляет от обязанности выплачивать налоги, пени и штрафы. В заключение можно сказать, что воспользовавшись услугами профессиональной компании, которая предлагает аутсорсинг бухгалтерского учета, вы не только сбережете время и деньги, но и во многом обезопасите себя, своих близких и свой бизнес от ряда возможных проблем.

1.Отличительные особенности аутсорсинга бухгалтерского учета



Сегодня очень удобной услугой для предприятий является аутсорсинг бухгалтерского учета. Вообще аутсорсинг – это передача сторонним специалистам (или специализированной компании) части функции по управлению предприятием. Услуги аутсорсинга предоставляются в различных сферах: транспорт, грузоперевозки, уборка территорий и, конечно же, в бухгалтерском учете. Таким образом, аутсорсинг бухгалтерских услуг – это передача ведения бухгалтерской отчетности и учета специализированной компании, которые занимаются такой деятельностью сразу в нескольких организациях, причем как в частных организациях, так и в государственных.

Для многих предприятий и организаций такой вид аутсорсинга – это возможность снизить затраты на содержание целого отдела бухгалтерии, оптимизировать процесс учета, снизить предпринимательские риски. Все это позволяет таким компаниям существовать и развиваться в условиях жесткой конкуренции.

Существует два основных подхода к организации аутсорсинга бухгалтерского учета:

1. В офисе клиента. В этом случае консультанты будут находиться на территории заказчика и возьмут на себя такие функции, как ведение кассовых и банковских операций, налоговый и бухгалтерский учет, расчет заработной платы, составление и ведение различной отчетности (внешней и внутренней). В этом случае старший консультант будет исполнять функции главного бухгалтера.
2. В офисе консультирующей компании. Здесь все мероприятия по организации и учета финансовой и бухгалтерской документации ведутся в офисе аутсорсинговой компании. Все перечисленные выше мероприятия в этом случае ведутся на основе первичной документации, которую клиент доставляет в офис консультирующей компании.

2.Аутсорсинг бухгалтерии-плюсы и минусы.



Периодически приходится видеть рекламные проспекты, декларирующие значительное снижение расходов предприятия при заключении договора на ведение бухучета с соответствующей организацией.

И действительно, на первый взгляд расходы на содержание собственной бухгалтерии должны быть выше, чем стоимость бухгалтерского обслуживания в специализированной организации. Ведь при создании бухгалтерской службы компания несет расходы по аренде дополнительного помещения, организации рабочих мест, приобретению и поддержке программных продуктов, закупке канцелярских товаров и т.д. К тому же бухгалтеров необходимо периодически направлять на тематические семинары, курсы повышения квалификации, выписывать им специальную литературу.

Подразумевается, что в специализированной организации, где дело поставлено на поток , один бухгалтер одновременно ведет учет в нескольких организациях, между которыми распределяются накладные расходы, минимизируя тем самым среднюю стоимость бухгалтерских услуг.

Однако при более внимательном рассмотрении мы увидим, что во многих случаях обслуживание по аутсорсингу обходится дороже, чем собственная бухгалтерия. Безусловно, клиент специализированной компании освобожден от бремени вышеперечисленных расходов. Но необходимо понимать, что в этом случае все расходы несет организация, занимающаяся ведением учета. Рассмотрим, из чего складывается себестоимость таких услуг.

Во-первых, расположение офиса в месте с одинаково удобной для большинства клиентов транспортной доступностью. Как правило, это центр города с соответствующими арендными ставками.

Во-вторых, найм квалифицированного персонала, способного самостоятельно решать большинство текущих вопросов без вмешательства руководителя. Чтобы удержать хорошего специалиста, необходимо платить адекватную его способностям и отдаче заработную плату. Заметим, что большинство серьезных компаний имеют в штате одного или нескольких юристов, обеспечивающих правовую поддержку бизнеса клиента в рамках договора на обслуживание. Поскольку даже самый грамотный работник не застрахован от ошибок, периодически требуется проведение внутреннего аудита, а иногда и привлечение внешних аудиторов, что также требует соответствующих финансовых затрат.

В-третьих, техническое оснащение, обеспечивающее высокую надежность работы вычислительной и офисной техники, современный уровень связи с клиентами.

В-четвертых, расходы на лицензионное программное обеспечение, необходимость использования которого является дополнительной гарантией надежности в работе компании. Этот перечень можно продолжить, но и в этом виде он дает представление о структуре и объеме расходов бухгалтерской компании. Здесь необходимо отметить, что стоимость бухгалтерского обслуживания при аутсорсинге существенно зависит от объема документооборота, его состава и количества видов деятельности организации клиента.

Передача в руки специализированной организации ведения бухгалтерского учета небольшой стабильно работающей компании порой может обойтись дешевле содержания собственного бухгалтера. Но это действительно только для части клиентов. Пожалуй, одним из самых наглядных показателей качества бухгалтерского обслуживания является количество организаций, находящихся в ведении одного бухгалтера-исполнителя.

Практика показывает, что в зависимости от объема документооборота, наличия вспомогательного персонала, обрабатывающего первичную документацию, и целого ряда других технических параметров один бухгалтер в состоянии вести максимум три-четыре организации. Речь идет о реально работающих компаниях, ежедневно осуществляющих хозяйственную деятельность, которым необходимо налоговое и финансовое планирование.

Однако не редки случаи, когда бухгалтеры-многостаночники ведут учет одновременно в 10-ти и более организациях. Повторимся, что мы не имеем в виду в данном случае организации с пустыми балансами, речь идет о полноценно работающих компаниях.

При такой загрузке качественно выполнять свои обязанности не в состоянии даже самые опытные специалисты. Существуют определенные пределы пропускной способности , за которыми квалифицированное ведение бухгалтерского учета заканчивается и начинается творчество, ничего общего с бухгалтерией не имеющее. При этом, как правило, отчеты сдаются своевременно, бухгалтер не задает лишних вопросов по поводу недостающих первичных документов, стоимость обслуживания более чем приемлемая. В глазах заказчика все выглядит замечательно . до первой серьезной аудиторской или налоговой проверки.

3.Аутсорсинг бухгалтерских услуг в России.



В России бухгалтерский аутсорсинг появился сравнительно недавно, 7-8 лет назад. В настоящее время бухгалтерский учет на основе аутсорсинга составляет значительный сектор современного рынка деловых услуг, поскольку дает возможность руководителям компаний сфокусироваться на основной деятельности, повышая тем самым ее эффективность.

Основными заказчиками бухгалтерского аутсорсинга еще недавно были иностранные организации, работающие в Российской Федерации, а также совместные предприятия. Это скорее вынужденная мера, ведь иностранные бизнесмены, работающие в Российской Федерации, не всегда хорошо ориентируются во всех тонкостях российского законодательства, в связи с чем, и прибегают к услугам аутсорсинговых фирм.

Несмотря на то, что каждой компании необходимо грамотное ведение бухгалтерского и налогового учета, российские руководители еще не до конца оценили все преимущества, явные выгоды и удобства, которые могут получить от сотрудничества с бухгалтерской компанией. Однако провести мониторинг рынка бухгалтерских услуг по России достаточно сложно, так как крупные компании, оказывающие услуги по бухгалтерскому сопровождению бизнеса, работают чаще всего в крупных городах. К тому же неравномерное развитие бухгалтерского аутсорсинга, как явления, проявляется в виде в серьезной дифференциации плотности бизнеса по оказанию бухгалтерских услуг на территории страны. В Москве количество бухгалтерских компаний с каждым годом все больше и больше, притом что на данный момент их около тысячи (не учитывая приходящих бухгалтеров-фрилансеров).

В то же время в других городах России или даже в больших областных центрах аутсорсинговых бухгалтерских фирм можно насчитать не более 2-3 десятков. Но хочется отметить, что малый и средний бизнес в малых городах достаточно активно пользуется услугами бухгалтерского сопровождения. Просто эти бухгалтерские услуги оказывают небольшие участники рынка, ориентирующиеся на 2-3 заказчиков, которых сложно учитывать при анализе ситуации на рынке бухгалтерских услуг в России, потому что в сравнении с постоянно расширяющимися компаниями в крупных городах появляется проблема несопоставимости данных.

Насколько будут востребованы бухгалтерские услуги в России?

Исходя из стремления российского правительства активно развивать малый и средний бизнес страны логично предположить, что количество предпринимателей, нуждающихся в бухгалтерских услугах, должно постепенно увеличится. Ведь бухгалтерский аутсорсинг для предприятий малого и среднего бизнеса самая экономически эффективная форма ведения учета, позволяющая сократить издержки, увеличить прибыльность собственного бизнеса, за счет высвобождения финансовых и временных ресурсов активно развивать стратегически важные направления бизнеса. Но нужно отметить, что очень важным моментом является выбор аутсорсинговой бухгалтерской компании, так как от этого зависит как будут идти дела Вашего предприятия не только в аспекте финансовой эффективности, но и в аспекте законности действий Вашей организации, прежде всего с точки зрения налогового законодательства.

Более крупные бухгалтерские компании могут позволить сделать скидку клиенту, к тому же возраст компании и размер говорят о качестве бухгалтерских услуг — к подбору штата бухгалтеров аутсорсинговые компании относятся очень серьезно. Отсюда следует, что так называемые приходящие бухгалтера, оказывающие услуги в частном порядке, в скором времени будут уходить с рынка. Это самым положительным образом отразится на качестве.

Заключение



Сегодня термин «аутсорсинг» многими воспринимается, как модное жаргонное слово. Однако в бухгалтерском учете аутсорсинг нашел широкое применение во многих странах мира. При этом, бухгалтерский налоговый учет и управление ими выполняется специальной организацией. Такой подход, к самой важной функции любого бизнеса очень эффективный и экономичный способ ведения бухгалтерского учета и сдача отчетности.

Передача этого аспекта бизнеса приводит к значительной экономии денежных средств, она выполняется профессионалами, которые обеспечивают начисление заработной платы, подготовку и сдачу налогового и финансового отчета, при этом, заказчик уверен в профессионализме и конфиденциальности выполненной работы. Финансовые отчеты выполняются в соответствии с международными требованиями. Такой подход обеспечивает возможность планирования бизнеса на международных рынках, и способствует продолжительному росту его.

Обычно пакет аутсорсинга бухгалтерского учета, это услуги по ведению учета, подготовка отчета в налоговые и финансовые органы в соответствии с международными стандартами. Он способствует оптимизации работы бухгалтерии предприятия, повышает ее эффективность, восстанавливает старый бухгалтерский учет, и консультирует, в юридическом и налоговом планировании деятельности компании.

Широко распространено в последнее время, автоматизация аутсорсинга бухгалтерского учета, при этом все услуги, проводятся на удаленном расстоянии в режиме онлайн. Это по сути бухгалтерский учет нового поколения, при котором, уполномоченные представители предприятия, руководители и налоговые службы, в режиме онлайн получают полноценную отчетность о документальном обороте своей компании, и позволяют получать достоверную информацию о ведении хозяйственной деятельности предприятия.

Эффективность такого подхода, это путь к росту предприятия без издержек и затрат.
Статьи