Аутсорсинг: нужен ли он?

Прибегнув к аутсорсингу, предприниматели могут сэкономить на расходах до 50%, а значит потенциал рынка для развития аутсорсинговых компаний огромен. По оценкам экспертов рентабельность аутсорсингового бизнеса 30-40 % и растет он ежегодно на 20-30%. 
Аутсорсинг — одна из немногих ниш, которой случившийся кризис на руку. Предприятия массово сокращают персонал, но от необходимости ведения бухгалтерии или кадрового учета им не отвертеться. Все эти функции можно отдать на аутсорсинг, т. е. переложить на плечи приходящих специалистов. Поэтому повсеместно открываются небольшие конторки, которые за умеренную плату готовы освободить бизнесменов от рутинных дел, как то — начисление заработной платы или юридическое сопровождение при заключении договоров с партнерами.
Львиная доля аутсорсинговых компаний приходится на IТ-cегмент. И хотя в условиях кризиса многие крупные компании урезают свои IТ-бюджеты и сокращают штат, часть функций они все же передают на аутсорсинг.
Но если западные компании перекладывают на чужие плечи до 80%. До недавнего времени к услугам аутсорсинговых фирм прибегали отечественные компании с «белой» бухгалтерией. К примеру, когда необходимо было скрыть от посторонних глаз и ушей схему начисления зарплат топ-менеджменту. Однако опрошенные участники рынка полагают, что уже в самое ближайшее время ряды клиентов пополнят и те, кто различными способами пытается оптимизировать свои финансовые потоки. В этом случае приходящий специ­алист осуществляет походы в налоговую, тогда как секретная информация и право подписи остаются в компании.
Экономия от перепоручительства составляет 10-50% в зависимости от проекта, специфики деятельности фирмы. К примеру, внешние колл-центры позволяют в полтора-два раза сократить затраты на персонал, увеличить продажи акционных товаров на 25%, а активность обращений в банки и финучреждения повысить на 10-15%.
Наиболее востребованные услуги аутсорсеров в нынешних условиях — бухгалтерия, учет кадров, IТ-поддержка, а также маркетинг. Если учесть, что означенные специальности одними из первых попали под пресс сокращения, то поиск необходимых кадров для сколачивания команды может оказаться не таким уж и сложным делом.
При выборе компании-аутсорсера преж­де всего нужно учитывать ее репутацию на рынке. Собрать необходимую информацию нелегко, но реально. 
Пристального внимания требует и договор на оказание соответ­ствующих услуг. А раздел «Конфиденциальность» стоит изучить с особым пристрастием. Если момент сохранения коммерческой тайны описан лишь рамочными положениями о том, что, дескать, обе компании обязуются соблюдать конфиденциальность, от такого аутсорсера лучше держаться подальше.
В договоре должны быть четко прописаны зоны ответственности каждой из сторон. Если, к примеру, речь идет об аудите, то законодательство определяет рамки этой ответ­ственности стоимостью самого аудита. В иных же сферах во­прос ответственности полностью регулируется договорными отношениями.
Важный момент — штрафные санкции, которые применяются вследствие неквалифицированных действий сотрудников аутсорсинговой компании. Солидные компании берут на себя обязательства полного покрытия убытков, понесенных клиентом.

1.Аутсорсинг на предприятии.

Для тех руководителей предприятий, кто не может или не желает переплачивать за бухгалтерские услуги, существует два варианта – нанять частного бухгалтера или обратиться в компании, предоставляющей бухгалтерские услуги посредством аутсорсинга.   
Второй вариант является наиболее выгодным и безопасным, так как частный бухгалтер, как правило, единолично осуществляет бухгалтерское обслуживание сразу нескольких организаций, а потому может не располагать достаточным количеством времени для того, чтобы оказывать полный пакет бухгалтерских услуг на максимально высоком уровне.
Компании, предоставляющие бухгалтерские услуги посредством аутсорсинга, располагают штатом профессиональных бухгалтеров, обладающих значительным опытом работы, высоким уровнем квалификации. Наши специалисты могут оказывать как полное бухгалтерское сопровождение деятельности предприятия, так и выполнять отдельные поручения. Кроме того, те компании, которые имеют в штате одного главного бухгалтера, вместо найма его штатного помощника также могут обратиться к услугам аутсорсеров, которые помогут Вашему главбуху должным образом выполнить всю его работу.
Бухгалтерский аутсорсинг сегодня это, можно так сказать, один из самых удобных и выгодных способов решения проблемы финансового учета на предприятии. Этот способ подразумевает передачу всех обязанностей по ведению бухгалтерского и налогового учета компании, специализирующейся в данной сфере. Отдавая на аутсорсинг ведение бухгалтерского учета, организации получают целый ряд преимуществ, в числе которых:

  • финансовая экономия: бухгалтерские услуги, аутсорсинг, предлагаемые специализированными компаниями являются более доступными по сравнению с содержанием собственного штата специалистов;
  • экономия управленческих ресурсов: отдавая на аутсорсинг бухгалтерское сопровождение, руководители получают возможность сконцентрироваться на решении более важных задач;
  • гарантия правильности учета и организации его ведения: осуществляя бухгалтерское сопровождение на аутсорсинге, компании принимают на себя ответственность за качество оказываемых ими услуг;
  • бухгалтерский аутсорсинг и услуги, предлагаемые компаниями, работающими в данной сфере, подразумевают использование новейшего программного обеспечения, максимальную рациональность и наиболее высокое качество ведения учета.

В случае, если руководитель выбирает ведение бухгалтерии удаленно, он также лишает себя проблем с отпусками и больничными листами бухгалтера, снимает с себя заботу об еще одной штатной единице. Организации не нужно тратить финансовые средства на оборудование рабочего места бухгалтера, покупку дорогостоящего программного обеспечения и т.д. все эти расходы оказываются просто ненужными в ситуациях, когда предприятие отдают на аутсорсинг бухгалтерских услуг.
Компаниям аутсорсинг может быть выгоден по разным причинам и в разных ситуациях. Например, в определенные моменты корпоративного развития бывает важнее сосредоточиться на ключевом направлении деятельности, или на усилиях по проведению «генеральной линии», тогда как неосновные производства или побочные бизнесы становятся менее важными. В этом случае вопросы кадрового обеспечения этих неглавных направлений целесообразно передать на сторону, чтобы сохранить силы для продвижения доминирующего продукта или сектора.
Использование аутсорсинга выгодно и тогда, когда у предприятия есть отделы, производства, подразделения, которые не могут быть в силу объективных причин загружены на 100% времени. Небольшому офису, например, нужны услуги по уборке, но при этом часа в день вполне достаточно, чтобы навести во всех помещениях полный марафет. В этом случае брать уборщицу на ставку бессмысленно - и здесь пригодится аутсорсинг.
Периоды расширения бизнеса или территориальной экспансии также имеет смысл проходить при поддержке аутсорсинга. Во время роста всегда возникает множество самых разных новых для компании проблем, и отвлечение сил и ресурсов на подготовку большой когорты новых кадров, да еще и в «эпоху перемен» означает угрозу стратегическим планам. Поэтому персонал берется в аренду - и впоследствии часть его, вполне возможно, станет штатными сотрудниками.
И самый тривиальный случай - когда в компании есть один-единственный в своем роде сотрудник, которому пора в отпуск. Чтобы не запустить работу, можно заказать замену на месяц.

2.Выгоды аутсорсинга

Аутсорсинг позволяет получить как материальные, так и нематериальные выгоды. Во-первых, многие аутсорсеры работают по упрощенной системе налогообложения, что позволяет сэкономить на ЕСН и, соответственно, снизить прямые затраты клиента. Во-вторых, в некоторых ситуациях предприятиям необходимо по налоговым или иным соображениям удержаться в пределах определенной численности сотрудников. Лишний десяток человек приведет к выходу за пороговые значения, а значит - прощайте, преференции. В-третьих, выгода от аутсорсинга персонала возникает при удаленном использовании сотрудников - тем же И T -компаниям не требуется оборудовать рабочие места, покупать компьютеры, платить за аренду дополнительных рабочих площадей. Да и call -центры часто физически располагаются совершенно отдельно от компании-клиента, что также дает экономию. Для «серых» компаний, обеляющих отдельно взятые зарплаты, аутсорсинговая схема позволяет просто не засветиться с реальными масштабами выплат. И, конечно, при аутсорсинге дополнительные выгоды связаны с отсутствием затрат на поиск и обучение сотрудников, на оформление трудовых отношений. Немалую экономию дает также вывод за пределы предприятия бухгалтерского учета по начислению заработной платы, ЕСН, налога на доходы физических лиц, расчета больничных листов и так далее.
Нематериальные выгоды также достаточно очевидны - это и возможность сосредоточиться на решении основных производственных задач, и право не ограничиваться нормами Трудового кодекса при выстраивании отношений с сотрудниками, и сокращение времени поиска нужного сотрудника. Кроме того, аутсорсинг дает клиенту большие преимущества в случае такого неприятного события, как утечка коммерческой информации. (Сам по себе риск утечки при аутсорсинге не является, по мнению многих специалистов, более высоким, чем при обычных трудовых отношениях). Дело в том, что при непосредственных трудовых отношениях вопрос компенсации потерь решается довольно сложно - из зарплаты много не удержишь. А вот предъявить требование о компенсации ущерба к аутсорсеру, предоставившему обеспечивший утечку персонал,- проще простого.

Предыдущая Следующая