Аутсорсинг бухгалтерского учета в России

В широком смысле понятие "аутсорсинг" означает получение услуг от сторонних организаций. В более узком смысле под аутсорсингом понимают так называемый business process outsourcing – организация передает какой-то элемент производственного процесса (например, бухгалтерский учет) другой организации, которая специализируется именно в этом вопросе.
Концепция аутсорсинга в США стала популярной еще в начале 60-х гг. XX века,  в России аутсорсинг – относительно новый вид услуг. И если совсем недавно потребителями таких услуг в нашей стране были в основном представительства иностранных компаний и совместные предприятия, теперь же к услугам аутсорсеров все чаще прибегают российские фирмы.
Объясняется все довольно просто: возрастающая на потребительском рынке товаров, работ или услуг конкуренция требует от субъектов предпринимательства роста эффективности производства и сокращение издержек. Во многом решить эту проблему помогает именно аутсорсинг, позволяющий отдать часть производственных процессов в "чужие руки". И хотя, многие российские организации сегодня пока только присматриваются к этому, сравнительно молодому виду услуг, малый и средний бизнес уже активно пользуется услугами аутсорсеров в плане информационных технологий, финансового и кадрового аутсорсинга.
Аутсорсинг — выполнение сторонней организацией определенных задач, бизнес-функций или бизнес-процессов обычно не являющихся частью основной деятельности компании, но, тем не менее, необходимых для полноценного функционирования бизнеса. Фирма, берущая на себя "чужие" функции называется аутсорсинговой, или аутсорсером.
Бухгалтерский аутсорсинг (от "outsource" - внешний источник, или средства) - замена наемного труда, услугами сторонней компании-специалиста; передача компании (бухгалтерской фирме) функции ведения бухгалтерского учета.
В России бухгалтерский аутсорсинг появился сравнительно недавно,  7-8 лет назад. В настоящее время бухгалтерский учет на основе аутсорсинга составляет значительный сектор современного рынка деловых услуг, поскольку дает возможность руководителям компаний сфокусироваться на основной деятельности, повышая тем самым ее эффективность.
Основными заказчиками бухгалтерского аутсорсинга еще недавно были иностранные организации, работающие в Российской Федерации, а также совместные предприятия. Это скорее вынужденная мера, ведь иностранные бизнесмены, работающие в Российской Федерации, не всегда хорошо ориентируются во всех тонкостях российского законодательства, в связи с чем, и прибегают к услугам аутсорсинговых фирм.
Однако сейчас все больше и российских организаций пользуются бухгалтерским аутсорсингом, который предлагает услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского и налогового учета, оптимизации налоговый платежей, составления промежуточной и годовой отчетности, а также ведение дел с налоговыми органами.
В зависимости от видов деятельности организации, от количества совершаемых организацией хозяйственных операций (либо количества первичных учетных документов), от используемой организацией автоматизированной системы обработки документов и др. складывается стоимость услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета аутсорсером.
Причем следует отметить, что аутсорсинговые компании при определении стоимости своих услуг, как правило, устанавливают дифференцированный подход к фирмам - заказчикам. В основном, при бухгалтерском аутсорсинге используются несколько видов тарифов:
"нулевой" тариф, предлагаемый вновь образованным организациям, имеющим нулевой баланс;
базовый тариф, используемый в отношении заказчиков, имеющих небольшие объемы учетной работы;
тариф, разработанный для организаций, нуждающихся в полном спектре бухгалтерских услуг.

1.Преимущества и недостатки аутсоринга

Сейчас все больше и российских организаций пользуются бухгалтерским аутсорсингом, который предлагает услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского и налогового учета, оптимизации налоговый платежей, составления промежуточной и годовой отчетности, а также ведение дел с налоговыми органами.

 Преимущества  бухгалтерского аутсорсинга

Оплата труда высококвалифицированного штатного бухгалтера достаточно высока, поэтому, пользуясь услугами сторонней организации, организация-заказчик снижает затраты по оплате труда бухгалтерии. При этом не следует забывать и о том, что в аутсорсинговой компании услуги оказывают высококвалифицированные специалисты по бухгалтерскому учету и налогообложению, поэтому у заказчика снижается риск неправильности отражений операций в бухгалтерском учете и искажения отчетности, соответственно снижается и вероятность неверного исчисления налоговых платежей. При аутсорсинге не нужно оборудовать рабочие места, приобретать специальное программное обеспечение, литературу и повышать квалификацию работников финансовой службы. Опять-таки сокращение затрат.
Передача определенных функций на аутсорсинг позволяет предприятию сосредоточиться на операциях, которые эффективно выполняются собственными силами и которые стратегически важно сохранять под контролем.
Кроме того, грамотное составление договора на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, гарантирует заказчику полную ответственность организации - аутсорсера в размере возможных штрафных санкций со стороны контролирующих органов.
Для молодых компаний аутсорсинг - это вопрос выживания, вопрос получения доступа к передовым технологиям. Для крупных — это метод снижения издержек и упрощения организационной структуры.
Таким образом, основными преимуществами бухгалтерского аутсорсинга являются:
концентрация управленческих усилий на основной деятельности;
снижение или отсутствие расходов на содержание, обучение собственного штата специалистов-бухгалтеров;
повышение организационной гибкости предприятия;
передача организации-аутсорсеру рисков, связанных с претензиями налоговых органов.

Недостатки бухгалтерского аутсорсинга

Может оказаться так, что выбранная организация-аутсорсер не отвечает всем требованиям профессионального поставщика услуг. Ведь, чтобы привлечь заказчиков невысокой ценой на свои услуги, аутсорсеры могут привлекать специалистов низкой квалификации, поэтому, следует предусмотреть в договоре требуемые критерии.
Кроме того, передача бухгалтерской документации сторонней организации может привести к потере конфиденциальности внутрифирменной информации.
Для крупных организаций - заказчиков передача бухгалтерского учета на аутсорсинг зачастую ведет к снижению оперативности в учете.
При плохой организации документооборота существует возможность потери первичных учетных документов.
И еще одно "против" использования аутсорсинга бухгалтерии - это отсутствие контроля над деятельностью организации или специалистов, которые предоставляют бухгалтерские услуги. Этого можно избежать при заключении договора с аутсорсером, предусмотрев порядок отчетности перед организацией-заказчиком.
И, наконец, аутсорсеры не всегда досконально разбираются в специфике работы организации-заказчика, что часто не позволяет корректно отразить информацию в учете.
Следовательно, к основным недостаткам бухгалтерского аутсорсинга можно отнести:
услуги по ведению бухгалтерского учета оказываются низко квалифицированными специалистами;
высокий риск потери конфиденциальности экономической информации;
отсутствие контроля над деятельностью аутсорсера;
аутсорсер редко  разбирается в специфике работы организации заказчика.

2.Кому это нужно в России?

Аутсорсинг финансовой функции может быть интересен самому широкому кругу компаний, но при этом у разных компаний могут быть различные причины этого интереса. Например, нефтяная компания, имеющая дочерние подразделения в регионах. При этом каждая из "дочек" ведет учет и предоставляет отчетность по-своему, что затрудняет консолидацию отчетности и управление компанией. 
Компания, оказывающая услуги по внешнему ведению бухгалтерского учета, обеспечит сбор и централизованную обработку информации по всем предприятиям группы. 
Другим примером могут быть средние и малые предприятия, стремящиеся к построению прозрачных систем финансового учета, в том числе на основе МСФО, и к внедрению эффективного внутреннего контроля и управленческого учета, но при этом не имеющие в своем штате квалифицированный персонал. Поиск сотрудника, обладающего квалификацией и практическим опытом работы во всех требуемых областях - российском бухгалтерском и налоговом учете, МСФО, финансовом контроллинге, внутреннем аудите, управленческом учете и бюджетировании, может затянуться, да и стоимость такого сотрудника будет соответствующая. В то же время профессиональные бухгалтерские организации имеют в своем составе специалистов с соответствующей квалификацией и могут их привлекать для одновременного участия в обслуживании ряда клиентов. Таким образом, каждый клиент оплачивает только часть времени каждого из специалистов, что снижает общую стоимость услуг для каждой отдельно взятой компании. 
Аутсорсинг финансовой службы может послужить стержнем централизации и стандартизации системы учета и отчетности. 
Сегодня, в период экономического роста, данный инструмент управления особенно актуален для российских компаний, потому что руководству компании необходимо сконцентрироваться на развитии бизнеса и поиске новых решений, рынков, продуктов, при этом доверив рутинные, с его точки зрения ,операции профессионалам в соответствующей области. Аутсорсинг служб информационных технологий, охраны, автотранспорта и других административных функций никого уже не удивляет в нашей стране. Во многих странах внешняя бухгалтерия уже много лет находится в этом же списке, потому что руководство компаний не хочет тратить время на организацию и развитие бухгалтерских служб: все, что им нужно, - это своевременное получение требуемой информации для управления предприятием и предоставление обязательной отчетности. 
Любая развивающаяся компания рано или поздно сталкивается с необходимостью реорганизации работы финансово-экономической службы. Сюда же относится и реорганизация бухгалтерии, отвечающей за полноту и качество предоставляемой внутренней и внешней информации. Если у руководителя его собственная бухгалтерия отнимает много времени, которое необходимо уделять основному предмету бизнеса, он либо должен начать досконально разбираться во всех тонкостях бухгалтерского учета, либо станет заложником бухгалтерии. Поэтому я решил обратиться к профессионалам, которые предоставляют услуги по ведению бухгалтерского учета. Сегодня далеко не каждая компания может себе позволить иметь в штате опытного менеджера по персоналу - психолога, который бы смог идеально подобрать квалифицированный персонал, слаженно работающий в одной команде, например в бухгалтерии. Пользуясь услугами аутсорсинга финансовой функции, руководитель может быть уверен, что ему предоставят грамотных специалистов с накопленным опытом решения схожих проблем. 
Сейчас в России наметилась тенденция на уход от "серых" схем ведения бизнеса и деление бухгалтерии на теневую и официальную. Для компании, готовящейся к выходу на международный рынок капитала, использование независимой внешней бухгалтерии служит своего рода декларацией о намерениях построить прозрачную финансовую систему, и это, несомненно, является дополнительным аргументом в пользу компании в глазах иностранных инвесторов и партнеров. 
Тенденции развития рынка показывают, что аутсорсинг бизнес-процессов постепенно становится обычной практикой для крупных международных компаний. В ближайшем будущем появится большое количество поставщиков услуг, которые будут либо занимать небольшие ниши, либо ориентироваться на самый широкий круг задач. Очевидные же преимущества, которые приносит аутсорсинг при тщательном поиске партнеров и заключении эффективных контрактов, позволяют предположить его бурный рост в стране уже в ближайшее время.

3.Переход  от традиционного бухгалтерского и налогового учета к учету по правилам МСФО.

Гиганты отечественной экономики уже в полной мере оценили привлекательность такого инструмента финансирования, как размещение ценных бумаг на фондовых рынках. Вскоре вслед за пионерами потянулись и другие организации. На сегодняшний день стало очевидным, что вполне осознанный интерес отечественных предприятий к IPO растет с невероятной скоростью. Компании понимают, что, пробившись на западные фондовые рынки, они смогут привлечь сравнительно недорогое финансирование. Первое, что предпринимают организации, планирующие в перспективе осуществить размещение акций, - вводят в компании учет по правилам МСФО. Западным инвесторам обычно не интересна отчетность, подготовленная в соответствии с РСБУ, поэтому им приходится тратить колоссальные усилия и материальные ресурсы на то, чтобы перейти от традиционного бухгалтерского и налогового учета к учету по правилам МСФО. Вот тут-то и возникают проблемы, которые компания подчас не может решить самостоятельно. Например, разные сроки сдачи отчетности по двум типам стандартов. Фирмы часто сталкиваются с тем, что на момент закрытия периода по МСФО некоторые документы еще не получены компанией. Отдельные понятия, предусмотренные в РСБУ, отсутствуют в западных стандартах финансовой отчетности, поэтому правильно перевести их на "иностранный манер" бывает непросто. Помимо прочего, фирме требуется рассчитывать резервы для целей МСФО, а определиться с методикой их формирования "новичку" достаточно проблематично. Вопрос же о том, как отражать в учете по МСФО данные российского учета по начислению и уплате налогов, можно назвать самым волнующим для отечественных бухгалтеров.

Заключение

Чтобы не наделать ошибок в самом начале пути и грамотно провести трансформацию российского учета в учет по правилам МСФО, фирме лучше обратиться к профессионалам. Благодаря тому, что за дело возьмутся специалисты, фирма всегда сможет быть уверена в том, что ее отчетность понятна иностранным инвесторам и банкам. Кроме того, у организации появится возможность с наибольшей точностью сопоставить свои данные с показателями других компаний отрасли и провести более глубокий и разносторонний анализ текущей деятельности.
Преимущества передачи функций по трансформации отчетности сторонней организации или сопровождения учета профессионалами очевидны. В результате такого рода финансового аутсорсинга компания может:
- снизить количество организационных вопросов, в том числе по:
- подбору сотрудников;
- обучению;
- созданию рабочих мест;
- внедрению системы контроля за последними изменениями в учете;
- сократить затраты, связанные с организацией отдела по ведению учета МСФО внутри предприятия;
- привлечь высококвалифицированный персонал.
Не стоит, однако, забывать, что видимая необходимость аутсорсинга не может являться определяющим фактором при принятии решения о передаче бизнес-процессов в ведение сторонней организации. В первую очередь компании следует оценить финансовую эффективность аутсорсинговых проектов. Можно  выделить несколько этапов, предшествующих принятию решения о передаче функции на аутсорсинг:
1) анализ собственных возможностей компании;
2) анализ возможностей потенциальных компаний - аутсорсеров;
3) анализ и оценка рисков, расчет экономической эффективности проекта.
Только проведя подобные мероприятия, можно будет говорить о целесообразности аутсорсинга в конкретной компании.

Предыдущая Следующая