Статьи на русском

Дизельное топливо или газойль? Вот в чем вопрос

Софья Рапкина, руководитель группы бухгалтерского обслуживания «Информаудитсервис», отвечает на вопросы читателей "Системы Финансовый директор".

Вопрос:

«Наша компания занимается сельским хозяйством. Одной из наиболее емких статей затрат является ГСМ, в частности, дизельное топливо. Вопрос в следующем: можем ли мы заменить дизельное топливо газойлем? Данный вопрос не с технической точки зрения, а с налоговой. Можем ли мы его использовать? Экономическая целесообразность на лицо, ведь он дешевле. Не будет ли у налоговых каких-либо оснований не принимать к затратам данный вид нефтепродуктов, мотивируя это тем, что газойль не применяется в качестве ГСМ в гражданском автотранспорте? Есть ли какая-то практика по данному вопросу? Спасибо!»

Ответ:

Понятие горюче-смазочных материалов является собирательным, непосредственно такой вид материалов в нормах НК РФ не упомянут.

Под горюче-смазочными материалами понимаются автобензин, дизельное топливо, керосин, дизельное и автотракторное масла, сжатый и сжиженный газ, используемые в качестве моторного топлива, а также другие технические и специальные жидкости, используемые при эксплуатации транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, микроавтобусов, тягачей, самосвалов, фургонов, специальных и специализированных автомобилей (кранов, погрузчиков, пожарных автомобилей и т.п.)).
Согласно Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету горюче-смазочных материалов в сельскохозяйственных организациях" (утв. Минсельхозом РФ 16.05.2005) к горюче-смазочным материалам (ГСМ) относятся топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки), специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

Поэтому бухгалтерский и налоговый учет газойля, используемого в качестве топлива, ничем не отличается от учета других видов топлива.

В соответствии с главой 25 Налогового кодекса топливо входит в состав материальных расходов, либо относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Необходимым условием для отнесения расходов на ГСМ в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль является наличие правильно оформленных первичных документов, подтверждающих приобретение ГСМ (накладные, чеки) и расход (путевые листы или отчеты электронной системы), а также служебный характер поездок.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрено нормирование указанных расходов, а также не установлены правила определения обоснованности таких расходов. Вместе с тем при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р (письмо Минфина России от 22.03.2019 N 03-03-07/19283).

На основании этого документа организация может рассчитать собственные нормативы для учета ГСМ и выявления перерасхода у водителей.
То есть расходы на ГСМ в пределах утвержденных норм по умолчанию можно признать экономически обоснованными, а вот ту их часть, которая произведена сверх норм, налогоплательщику желательно обосновать во избежание споров с налоговиками.
В бухгалтерском учете ГСМ, используемые организациями для эксплуатации автотранспортных средств, относятся к материально-производственным запасам, учет которых следует вести в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 44н (далее - ПБУ 5/01).

В соответствии с Планом счетов горюче-смазочные материалы учитываются на субсчете 10-3 "Топливо", где отражается их наличие и движение.

Софья Рапкина, для "Системы Финансовый директор"