Модернизация учета в пенсионных фондах

Модернизация учета в пенсионных фондах
Интервью для "Эксперт РА"

Татьяна Мошкина, партнер БКГ «Информаудитсервис», в интервью для "Эксперт РА" рассказывает о нюансах перевода НПФ и УК на новые отраслевые стандарты, о возможностях и преимуществах соответствующих тиражных решений 1С и БКГ "ИАС", а также о работе над единой унифицированной системой персонифицированного учета для НПФ, аналогов которой на рынке пока нет.

– Чем обычно вызвана необходимость модернизации ИТ-инфраструктуры пенсионных фондов? С какими типичными «болезнями» вы вынуждены бороться? Какие ИT-продукты и решения сегодня наиболее востребованы среди НПФ?
– В настоящее время рынок некредитных финансовых организаций в целом и негосударственных пенсионных фондов в частности претерпевает масштабные преобразования, связанные как с новыми подходами к регулированию всей отрасли со стороны Банка России, так и с изменяющимся законодательством в части регулирования полномочий управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов. Для обеспечения полного соответствия новым требованиям в фондах и УК возникает необходимость модернизации ИТ-инфраструктуры и процессов организации ведения своей деятельности.
В 2018 году все негосударственные пенсионные фонды перешли на новый план счетов и новые отраслевые стандарты Банка России. Этому предшествовали масштабные проекты по внедрению ИТ-систем, позволяющих полноценно вести учет и формировать отчетность по ОСБУ и новому плану счетов.
Фирма «1С» совместно с Центром разработки БКГ «Информаудитсервис» подготовила и выпустила отраслевые типовые решения для профессиональных участников рынка ценных бумаг и негосударственных пенсионных фондов – «1С: Учет и управление для профессиональных участников рынка ценных бумаг КОРП» (кратко – 1С: УПЦБ), а также несколько программных решений, расширяющих функционал основой учетной системы в части формирования XBRL-отчетности, в том числе «1С: Механизм XBRL для негосударственных пенсионных фондов. Модуль к 1С: УПЦБ».
Наиболее сложным для НПФ, УК и интеграторов долгое время оставался вопрос автоматизации учета операций доверительного управления. Функционал по учету ценных бумаг и особенно обмену данными в рекомендованном формате НАПФ (либо другом согласованном сторонами формате) достаточно долго разрабатывался и согласовывался ИТ-компаниями, в то время как фонды и УК стремились найти готовое решение на рынке, которого не было. В совместном решении «1С» и БКГ «Информаудитсервис» к августу 2017 года мы полностью завершили разработку блока доверительного управления и учета ценных бумаг. Несмотря на сложности в согласовании различных форматов обмена данными между УК и НПФ, удалось не только успешно завершить текущие проекты, но и начать работу с новыми фондами и УК. Сейчас с уверенностью можем сказать, что блок по учету ценных бумаг и доверительного управления со всей возможной вариативностью учета полностью реализован в типовом решении 1С, а обмен данными между УК и НПФ осуществляется быстро, обеспечивая техническую и методологическую сходимость данных по операциям в оперативном режиме. Учет других операций, а также формирование отчетности мы реализовали существенно раньше и протестировали уже во многих компаниях. В данный момент основное наше внимание в разработке направлено на повышение производительности обработки данных в формате XBRL на действительно больших объемах – тестирование ведется на загрузке и выгрузке 2–3 млн сделок по ценным бумагам в месяц. Окончательно тестирование планируется завершить к сдаче отчетности за второе полугодие и выпустить новый функционал в релизы тиражных решений, в том числе в решение «1С: Механизм XBRL для негосударственных пенсионных фондов. Модуль к 1С: УПЦБ».
По нашим наблюдениям, к сожалению, во многих фондах процесс перехода на новые стандарты учета продолжается до сих пор. Возможно, это связано с неудачно выбранными изначально программными продуктами, функций которых оказалось недостаточно для ведения учета и формирования отчетности по ОСБУ, сейчас мы наблюдаем на рынке волну рестартов внедрений. При этом участники рынка подходят к выбору нового интегратора значительно более осознанно, чем раньше.
Необходимо отметить, что рынок интеграторов – это тоже рынок со своими игроками, конкурентной борьбой и различными стратегиями привлечения и удержания клиентов. Мы видим, что некоторые интеграторы успели занять свое место на рынке, но в какой-то момент им не хватило ресурсов либо методологической экспертизы для продолжения разработки своих решений; фонды и УК вынуждены либо дорабатывать такие решения за свой счет, либо искать другие решения на рынке.
Могу сказать точно, разработчикам нетиповых собственных решений, у которых немного клиентов, финансово невыгодно в дальнейшем вкладывать свои ресурсы и время в доработку своих решений, поэтому стратегически эти интеграторы будут стремиться переложить финансовое бремя на своих немногочисленных клиентов, постоянно требуя дополнительных вложений в доработку нетиповых конфигураций. Кроме того, дальнейшее сопровождение таких нетиповых конфигураций также будет связано с постоянным финансированием в нерегулируемом объеме. Очень важно понимать при этом, насколько долго выбранный интегратор намерен работать на рынке, и не изменятся ли его планы через несколько лет. Мы знаем некоторые решения на рынке, которые были разработаны компаниями-интеграторами для нескольких клиентов, а потом их поддержка прекратилась вообще в связи либо с закрытием отраслевого направления, либо с ликвидацией компании, либо по другим причинам. В данном случае один из плюсов тиражного решения 1С – это гарантия дальнейшего сопровождения со стороны фирмы «1С».
Фондам и УК, которые сейчас стоят перед очередным выбором – продолжать дорабатывать ИТ-решение за свой счет с текущим интегратором либо выбрать готовое решение на рынке, – мы рекомендуем рассмотреть тиражные решения 1С для негосударственных пенсионных фондов и УК. Разработка и актуализация тиражных решений 1С ведется для всего рынка при поддержке и контроле со стороны непосредственно фирмы «1С». Такой подход для фондов и УК в долгосрочной перспективе будет дешевле и позволит обеспечить полное соответствие требованиям законодательства и регулятора.
 
– В последние годы наблюдается объединение крупных НПФ. Возможно ли масштабировать предоставляемые вами ИТ-решения в случае необходимости дальнейшего развития и вероятного укрупнения бизнеса? Насколько предлагаемые вашей компанией решения совместимы с уже существующими у ваших клиентов? Насколько длителен и затратен процесс интеграции? Каким опытом вы можете в связи с этим поделиться?
– При объединении фондов абсолютно логично использовать одни и те же подходы к учету и формированию отчетности, структура плана счетов должны быть идентична. Возможности масштабирования для всех решений 1С, в том числе и выпущенных тиражных отраслевых решений 1С для НПФ уже заложены в платформе «1С: Предприятие 8», реализованы в конфигурационных решениях для построения единых учетных систем, обеспечены механизмами обмена данными, в том числе и в формате XBRL. Это и возможности КОРП-версий решений – учет обособленных подразделений, учет по нескольким фондам в одной или нескольких информационных базах, единая модель данных для нескольких фондов, единая структура плана счетов для бухгалтерского и управленческого учета, возможности интеграции с другими системами 1С и решениями на других платформах. Необходимо отметить и то, что платформа «1С: Предприятие 8» позволяет работать в различных вариантах развертывания систем, взаимодействует со всеми основными системами управления базами данных (СУБД), является многоплатформенным продуктом, работающим как в среде Windows, так и Linux.
В то же время переход на единое решение при объединении фондов влечет за собой необходимость в дополнительной работе по замене уже существующих программ и переносу данных, а это дополнительное время и бюджеты. По этой причине некоторые фонды выбирают стратегии интеграции нескольких решений, что может быть в отдельных случаях дешевле. У нас есть опыт и интеграции различных решений, и построения единых информационных систем, все зависит от ситуации конкретного фонда. Вне зависимости от выбранной ИТ-стратегии считаем крайне важным обеспечить единство методологических подходов при учете и формировании отчетности.
 
– Как распределяется ответственность за работоспособность инфраструктуры между специалистами НПФ и вашей компанией при эксплуатации?
– Мы как разработчики совместного с фирмой «1С» решения отвечаем за развитие функционала тиражных продуктов для НПФ и УК и обеспечение в решении актуальных требований регулятора и действующего законодательства.
При автоматизации доверительного управления мы обычно предлагаем фондам и УК готовый и протестированный механизм обмена данными по сделкам. При этом у фонда может быть свое видение расчетов компонентов структуры стоимости ценных бумаг, у нас в решении реализовано несколько вариантов расчета дисконтов, премий, переоценки, и этих механизмов обычно бывает достаточно для согласования тех или иных подходов к учету в УК и НПФ. В любом случае мы стараемся не отклоняться от стандартного разработанного функционала в решении 1С для сохранения возможности стандартных обновлений в дальнейшем. Важно отметить, что мы реализовали именно обмен данными по сделкам с ценными бумагами и по хозяйственным операциям, а не обмен готовыми проводками, это важное конкурентное преимущество и отличие от других существующих решений на рынке.
Ответственность фонда – это корректное ведение учета. Сейчас негосударственные пенсионные фонды получат возможность инвестировать средства пенсионных накоплений самостоятельно, без привлечения управляющей компании, в связи с этим возникает необходимость развития внутренних компетенций по учету ценных бумаг в фонде. На 2018 год это крайне важная задача – фонды должны научиться самостоятельно определять рискованность и надежность инвестиций, а также вести учет ценных бумаг по МСФО 9. Предстоят оптимизация организационной структуры фондов, создание новых отделов, углубленное обучение сотрудников, все эти инициативы необходимо начать и завершить как можно скорее, иначе есть риск не успеть за требованиями законодательства и регулятора.
 
– Насколько оперативно вносятся изменения в работу предлагаемых вами продуктов в случае новаций в законодательстве, нормативно-правовой базе? Организуете ли вы при этом сопровождающее переобучение сотрудников НПФ-клиента?
– При утверждении новых требований со стороны Банка России мы стараемся актуализировать функционал программного обеспечения в максимально короткие сроки. До окончательного утверждения требований мы ориентируемся на проекты постановлений, таким образом от момента утверждения нового требования Банка России до его реализации в программном обеспечении проходит несколько дней.
В последнее время новые требования касаются в основном отчетности в связи с внедрением нового формата – XBRL. Наш отдел разработки оперативно справляется с поставленными задачами, однако частый выпуск новых таксономий Банком России, а их уже четыре на начало этого года, также заставил нас внести некоторые корректировки в свои планы, и реализацию ряда надзорно-статистических форм пришлось отложить. Сейчас надеемся, что формат таксономии 1.3 изменяться до конца года не будет, что позволит нам завершить реализацию автозаполнения всех форм надзорно-статистической отчетности.
Все изменения требований регулятора при их включении в тиражное решение сопровождаются пояснительной запиской, следовательно, в переобучении пользователей как таковом нет необходимости. Если Банк России будет разрабатывать и утверждать новые требования, которые коренным образом изменят существующие подходы, безусловно, понадобится обучение, и мы его проведем – как в частном порядке, так и на базе различных СРО, с которыми мы успешно сотрудничаем.
 
– Какие цели ставит перед собой компания на 2018–2019 годы? Назовите новые продукты и решения, которые вы планируете предложить своим клиентам?
– Мы сейчас работаем над стратегически важным проектом для рынка негосударственных пенсионных фондов – единой унифицированной системой персонифицированного учета, оперативного учета НПО и ОПС. Фактически мы поставили перед собой задачу разработать единую тиражную информационную систему, которая позволит негосударственным пенсионным фондам и его подразделениям взаимодействовать в общем информационном пространстве без необходимости сложных интеграционных связей между различными системами. В этой задаче обязательно будут в полной мере реализованы требования 115-ФЗ и 152-ФЗ, обеспечено полное хранение и обработка истории персональных данных, результатов их проверки и еще ряд новшеств.
До конца года мы планируем завершить саму разработку и в 2019-м вывести на рынок новое решение для негосударственных пенсионных фондов. Надеемся, это решение будет интересно рынку своей универсальностью, аналогов пока мы не видим. Решение будет представлять собой дополнение к возможностям тиражного отраслевого решения «1С: УПЦБ» для негосударственных пенсионных фондов, новый функционал получит статус «1С: Совместимо».
 
– Каковы ваши прогнозы по росту уровня автоматизации процессов и популярности новых информационных решений в отрасли в перспективе двух-трех лет?
– Рынок становится более зрелым. Если раньше наблюдался ажиотаж, связанный с выбором новых решений для перехода на ЕПС и ОСБУ, то сейчас фонды выбирают программные продукты уже с учетом предыдущего опыта работы с интегратором. Наша задача совместно с фирмой «1С» – обеспечить негосударственные пенсионные фонды в составе некредитных финансовых организаций полностью готовым функционалом, а также создать единую информационную систему для учета НПО, ОПС и персонифицированного учета. При разработке тиражных отраслевых решений для негосударственных пенсионных фондов мы ориентируемся на качество и удобство для пользователя, а также обеспечение всех необходимых требований регулятора и законодательства.
Рассматривая перспективу двух-трех лет, можно сказать, что однозначно рынок интеграторов изменится – должны уйти компании, которые не справились с разработкой, останутся только те, кто ориентируется на долгосрочные взаимоотношения с рынком, подходя ответственно к взятым на себя обязательствам. Популярность тиражных отраслевых решений 1С, надеюсь, будет расти благодаря качеству и широким возможностям, а мы с фирмой «1С» будем прикладывать усилия к развитию решений для обеспечения постоянно изменяющихся потребностей рынка.
 
Предыдущая Следующая

Модернизация учета в пенсионных фондах
Интервью для "Эксперт РА"
подбор услуги