Рынок аудита и аутсорсинга в России. Взгляд из Великобритании - CEO Russell Bedford International

РЫНОК АУДИТА И АУТСОРСИНГА В РОССИИ
Взгляд из Британии от CEO Russell Bedford International

В августе 2017 года БКГ «ИАС» вошла в международное объединение Russell Bedford International. Г-н Стивен Гамлет, генеральный директор (CEO) Russell Bedford International, рассказал о том, что его привлекает в российском финансовом рынке, как изменился мир в области аудита на фоне экономической стагнации и выхода Великобритании из Евросоюза, а также поделился своими мыслями о будущем финансовой сферы в связи с развитием новых технологий. 

1. Каковы, на Ваш взгляд, наиболее важные тенденции на глобальном рынке аудиторских и консалтинговых услуг?

Мы можем говорить о наличии позитивных и негативных тенденций. Каждому бизнес-консультанту необходимо оградить себя от негативных изменений и извлечь максимальную выгоду из позитивных. Основными проблемами остаются, с одной стороны, нехватка талантливых специалистов, а с другой, − удержание уже нанятых талантливых сотрудников, а также экономическая неопределенность, вытекающая, в частности, из последних политических событий (назовем, к примеру, выборы в США и Brexit). В результате последнего мы имеем дело с волатильными валютными курсами, что крайне затрудняет ценообразование на международном уровне, а также постоянно обеспокоенными различными пробелами правительствами, коррупцией и терроризмом. Если говорить о позитивных изменениях, то нельзя не упомянуть инновационные технологии, которые облегчают процессы управления и позволяют сфокусироваться на повышении ценности компании и применить комплексный подход к ведению бизнеса. Автоматизация бизнес-процессов тоже способствует сокращению издержек и росту возможностей глобального роста, например, в странах с развивающейся экономикой. Проблему нехватки рабочей силы можно решить путем применения различных аутсорсинговых стратегий, а также разработки программы замены выбывающих сотрудников или других политик найма и удержания персонала. Нельзя забывать и о вопросах налогообложения: бизнесу необходимо экспертное мнение в отношении возможностей офшоринга, когда разговор заходит о различных государственных стимулирующих мерах. В ситуации неопределенности бизнесу потребуется оценить свои защитные стратегии в отношении волатильности на валютном рынке, экономических партнерств и торговых соглашений. Все упомянутые выше факторы подтверждают важность и необходимость консультантов, которым можно доверять и которые обладают как знаниями и опытом решения вопросов бизнеса в своей стране, так и имеют доступ к опыту и возможностям своих коллег в различных странах мира, как, например, происходит в компаниях-участницах международного объединения «Расселл Бэдфорд». Далее хочу упомянуть обязательный аудит. В Малайзии, где аудит был обязателен для всех организаций, вне зависимости от размера, объявили об освобождении от проведения обязательного аудита некоторых организаций. Повышение пороговых значений аудита и освобождение от обязательного аудита ставят под угрозу профессию аудитора, а значит, консультантам необходимо будет говорить о важности и ценности для бизнеса аудиторских проверок. Еще одним трендом является специализация. Прошло время, когда нужно и можно было предлагать одно решение для всех. Сейчас консалтинговые компании должны располагать специалистами в различных сферах бизнеса и секторах экономики. 

2.Какое влияние оказывают на аудит и консалтинг последние технологические веяния, как например, искусственный интеллект, большие данные и машинное обучение?

Последнее время много говорится об искусственном интеллекте и его угрозе для человечества и об исчезновении некоторых профессий в связи с этим. Я не согласен с таким подходом. Современные технологии необходимо осваивать и применять в своих интересах. Всегда будут нужны люди, которые управляют машинами, следят за результатами их работы и делают выводы о значимости и эффективности этих результатов и думают о том, что с этим дальше делать. Вот уже много лет я работаю внутри того, что называется сетью, или объединением компаний, и я могу с уверенностью сказать, насколько необходимы в работе живые люди, насколько важны личные встречи и личные взаимоотношения в компании. Именно поэтому каждый год я делаю все возможное, чтобы лично встретиться со своими коллегами по всему миру. Конечно, я могу многое узнать о них, не выходя из своего офиса в Лондоне, и удаленно наблюдать за результатами их работы, сидя в своем кабинете и используя современные технологии. Однако наиболее важные аспекты бизнеса раскрываются именно при личных встречах и в ходе живого общения с людьми у них в офисе – там, где они непосредственно работают. 
Все современные технологии добавляют большую ценность аудиту и консалтингу, помогают сократить затраты, но в то же время позволяют уделить больше внимания качеству взаимодействия с людьми, понять моральные принципы и культуру ведения бизнеса в процессе личного общения. 
Такой подход, само собой, влияет на тип людей, которые будут нужны в бизнесе. Консалтинговые и аудиторские фирмы стремятся нанять на работу людей, качественно отличающихся от тех, кто работал в этих фирмах, скажем, 5-10 лет назад. С ходом автоматизации процессов бизнесу, само собой, меньше нужны люди, занимающиеся обработкой данных, но больше нужны люди, занимающиеся непосредственно консалтингом и обладающие коммуникативными навыками, такими как умение продавать, продвигать, выстраивать личные взаимоотношения, которые как раз и добавляют ценности предлагаемым услугам. 

3. Какие рынки, на Ваш взгляд, являются наиболее многообещающими с точки зрения аудиторских и консалтинговых услуг?

Важными продолжают оставаться развивающиеся рынки, включая Индию, некоторые страны Африки и даже Южной Америки, а также некоторые страны Восточной Европы. Китай, конечно, остается очень важным рынком. Интересно будет понаблюдать, какое влияние окажет Вrexit на Великобританию − по мере развития событий, думаю, бизнесу во всей Европе понадобится консультационная поддержка. 
«Расселл Бэдфорд» располагает качественными консалтинговыми ресурсами практически во всех частях света. Знаковым событием для нас стало присоединение к нашему объединению практики в Москве. Долгое время наше объединение никак не было представлено в этом городе, что с моей точки зрения, являлось серьезной проблемой для глобального объединения. Россия − очень важный рынок, и мы рады приветствовать БКГ «Информаудитсервис» в нашей сети. 

4. «Расселл Бэдфорд Интернешнл» расширяет свое присутствие в России. Насколько значим для Вашей компании этот рынок?

Как я говорил ранее, рынки России и стран Центральной и Восточной Европы продолжают развиваться. Я уверен, клиентам нашей международной сети понадобится поддержка в случае, если они будут расширять свой бизнес в России. И наоборот, клиенты БКГ «Информаудитсервис», планирующие выходить на международный рынок, получат поддержку консультантов «Расселл Бэдфорд». Наличие крупного члена сети в России, несомненно, приведет к появлению новых возможностей для бизнеса всего нашего объединения. Это, своего рода, эффект снежного кома, с какой стороны ни посмотри. 
Ожидается, что уже в этом году благодаря восстановлению конечного потребления и фиксированным капиталовложениям экономика России после нескольких лет снижения активности возобновит свой рост. Рост цен на нефть также повысит доходную часть государственного бюджета и поддержит объем экспорта. 

5. «Расселл Бэдфорд Интернешнл» называет себя сетью. Каковы преимущества такой организации бизнеса? Чем лучше концепция сети концепции международной корпорации? Каковы обязательства компаний-членов сети?

«Расселл Бэдфорд» − сеть независимых, с точки зрения владения и управления, фирм и компаний. Мы предлагаем консалтинговые ресурсы по всему миру, так же как и международные корпорации, с жесткой политикой контроля качества аудита и других услуг, предоставляемых участниками нашей сети. Кроме того у нас строгая политика реагирования на запросы, призванная обеспечить оперативное обслуживание клиентам всех фирм-участниц нашего объединения в любой юрисдикции. Таким образом, БКГ «Информаудитсервис», как участник объединения, может предложить своим клиентам возможности обслуживания по всему миру: если клиент компании принимает решение расширить свой бизнес, ему не нужно искать другую консалтинговую фирму с офисами в разных странах мира, он останется с БКГ «Информаудитсервис», продолжая получать соответствующую поддержку на международном уровне. Кроме того, БКГ «Информаудитсервис» может предлагать свои услуги клиентам, планирующим выходить на международный рынок, которым в скором времени потребуется помощь в других регионах. С другой стороны, клиенты объединения «Расселл Бэдфорд», которые собираются инвестировать в Россию, получат профессиональное обслуживание специалистов местной фирмы объединения − БКГ «Информаудитсервис». 
В отличие от международной корпорации мы разрешаем участникам объединения автономно расти и развиваться под управлением своего топ-менеджмента и продолжать вести свою собственную предпринимательскую деятельность. В процесс оказания услуг местных фирм сети партнеры, ответственные за соответствующее направление, вовлечены больше, чем в некоторых более крупных международных корпорациях. Партнеры и/или директора в наших фирмах всегда доступны для клиента, и такой персональный подход высоко ценится. 
Фирмы-участницы объединения должны соблюдать устав и внутренние нормативные акты «Расселл Бэдфорд», регулирующие вопросы качества, брендинга, обслуживания клиентов членов объединения и так далее. Контроль качества является наиболее важным моментом. Качество предоставления услуг строго проверяется на ежегодной основе. Для того, чтобы стать членом сети, необходимо удовлетворять очень жестким требованиям. Мы ожидаем, что представители фирм-участниц объединения будут присутствовать на наших ежегодных совещаниях, где мы выстраиваем личные взаимоотношения и делимся опытом. 

6. Как Вы думаете, восстановлено ли доверие к аудиторам после международного финансового кризиса и различных крупномасштабных скандалов (например, дело Еnron)?

Мы все получили хороший урок после дела с Enron и подобных. После этих скандалов многие политики изменились и ужесточились (например, периодическое проведение тендера на аудит, смена аудитора, принципы независимости в отношении оказания услуг одному и тому же клиенту). Я уверен, уровень доверия аудиторам сейчас намного выше, но до полного восстановления доверия все еще нужно пройти определенный путь, если мы вообще можем говорить о полном восстановлении доверия. Процесс тендеров на аудит сильно ужесточился: сейчас важную роль играют сроки проведения тендера; выявление и рассмотрение специфических потребностей, требующих, например, географических знаний и знаний в сфере того или иного сектора экономики (я говорил выше о специализации); соблюдение баланса в оказании других профессиональных услуг; обеспечение соблюдения сроков проекта и своевременного извещения инвесторов; привлечение специалистов с нужными навыками к аудиту; открытость, честность и откровенность с клиентом при обсуждении всех вопросов. 
Современные технологии и автоматизация должны помочь снизить риск ошибок и повысить уровень доверия клиентов; рационально настроенные бизнес-процессы должны привести к большей эффективности и появлению большего количества времени для задействования человеческого фактора и здравой оценки в процессе выявления проблемных зон. 

7. Можете ли Вы, будучи аудитором, сказать, что финансовый мир становится более прозрачным?

Несомненно, сейчас больше возможностей быть прозрачным, в частности благодаря технологическим достижениям, но все же, многое зависит от того, каким образом раскрываются факты и как о них отчитываются. Получить информацию можно легко и быстро, плюс доступной информации стало больше, но всегда будет оставаться вопрос «кто контролирует эту информацию» и «как она используется». Понятно, что последние и грядущие изменения в законодательстве и требования к раскрытию информации в отчетах помогут решить эти вопросы, и я скажу, что мир стал более прозрачным и открытым. Однако нам в этом направлении предстоит сделать еще много, и перед нами всегда будут стоять вопросы о том, достаточно ли прозрачен мир и будет ли он когда-либо достаточно прозрачен. 

Материал опубликован – Инвест-Форсайт

Предыдущая Следующая

РЫНОК АУДИТА И АУТСОРСИНГА В РОССИИ
Взгляд из Британии от CEO Russell Bedford International
подбор услуги