
Аутсорсинг - относительно новый вид услуг на российском рынке. Успешно осуществляющиеся на западе аутсорсинговые услуги сегодня находят своего потребителя и в Российской Федерации. И если совсем недавно потребителями таких услуг в нашей стране были в основном представительства иностранных компаний и совместные предприятия, теперь же к услугам аутсорсеров все чаще прибегают обычные российские фирмы. Объясняется все довольно просто: возрастающая на потребительском рынке товаров, работ или услуг конкуренция требует от субъектов предпринимательства роста эффективности производства и сокращение издержек. Во многом решить эту проблему помогает именно аутсорсинг, позволяющий отдать часть производственных процессов в «чужие руки». И хотя, многие российские организации сегодня пока только присматриваются к этому, сравнительно молодому виду услуг, малый и средний бизнес уже активно пользуется услугами аутсорсеров в плане информационных технологий, финансового и кадрового аутсорсинга.
1. Основные понятия
Активно проходящие в настоящее время в России процессы формирования и развития рыночных отношений объективно порождают необходимость появления новых форм взаимоотношений участников гражданского оборота. Одной из таких наиболее современных форм взаимоотношений является договор аутсорсинга, в результате которого определенные функции (непрофильные), которые ранее были прерогативой внутренних подразделений компании (бухгалтерский учет, юридические услуги, маркетинговые исследования, обслуживание внутренней информационной сети, обработка входящей информации и многие другие), передаются иным узкоспециализированным обслуживающим организациям.
Из всего многообразия существующих определений в качестве результирующего можно избрать следующее: аутсорсинг – это передача определенных вспомогательных функций организации третьему лицу, специализирующемуся в этой области.
Смысл аутсорсинга сводится к следующему: сконцентрировать все ресурсы на том виде деятельности, который является основным для предприятия, и передать остальные поддерживающие или сопутствующие функции профессиональному партнеру.
По договору аутсорсинга, как правило, передаются такие функции, как:
Бухгалтерским и налоговым аутсорсингом у нас принято называть внешнюю бухгалтерию или передачу бухгалтерии предприятия сторонней организации.
2. Аутсорсинг в России
Сейчас все больше и российских компаний пользуются бухгалтерским аутсорсингом, который предлагает услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского и налогового учета, оптимизации налоговых платежей, составления промежуточной и годовой отчетности, ведение дел с налоговыми органами и т.д., перечень предлагаемых услуг разнообразен. Объем фактически используемых аутсорсинговых услуг неограничен.
Говоря о крупных компниях, нужно заметить, что среди них внешний аутсорсинг не распространен. Потому что найти аутсорсера, способного обеспечить выполнение учетных функций в масштабах холдинга, практически невозможно. Не говоря уже о том, что ведение учета независимой организацией не позволит руководству холдинга полностью контролировать этот процесс.
При передаче функций по ведению бухгалтерского учета на аутсорсинг основные риски связаны с учетом расходов на оплату услуг аутсорсера в целях налогообложения прибыли. Налоговый кодекс прямо предусматривает, что расходы на услуги по ведению учета другими организациями включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализаций. (подпункт 36 пункта 1 статьи 264 НК РФ). Однако такие расходы должны соответствовать критериям статьи 252 НК РФ, то есть расходы должны быть документально подтвержденными, экономически обоснованными и связанными с получением дохода. Более того, в НК есть нормы, согласно которым можно учесть расходы и на другие услуги, предоставляемые чаще всего аутсорсерами: управленческие, юридические, информационные. При этом никаких особых требований, при выполнении которых такие расходы могут уменьшать налогооблагаемую прибыль, НК не устанавливает.
Но опыт показывает, что такие требования есть у налоговых органов, которые недоверчиво относятся к использованию аутсорсинга и нередко воспринимают его как способ незаконного уменьшения налоговых обязательств.
3. Перспективы аутсорсинга в России
Аутсорсинговые компании в нашей стране привлекает все больше и больше клиентов, но существуют некоторые сдерживающие факторы, которые не позволяют сформироваться полноценному рынку данных услуг. Согласно статистике, на сегодняшний день с аутсорсинговыми компаниями работает около 40% московских фирм. В столице складывается противоречивая ситуация: с одной стороны, малые фирмы не всегда могут найти аутсорсеров, подходящих по ценовой политике, месторасположению и качеству услуг, с другой – действующие аутсорсинговые фирмы не всегда имеют желаемое число клиентов.
Трудности в их привлечении обусловлены тем, что у многих бизнесменов имеется психологический барьер, который заключается в опасениях за конфиденциальность информации, а также сомнении в качестве обслуживания. Немаловажным фактором является то, что стоимость услуг сопоставима с зарплатой штатных бухгалтеров средней квалификации, на основании чего делается выбор в пользу последних.
При этом предприниматель забывает о том, что расходы на бухгалтерию включают и множество других издержек: обустройство рабочего места, оплата курсов и семинаров, поиск замены на время отпуска и т.д.
Говоря о перспективах бухгалтерского аутсорсинга в России, нельзя не отметить, что совсем недавно к подобным услугам прибегали только лишь представительства зарубежных фирм и некоторые совместные предприятия. Впрочем, это не вызывает удивления, ведь именно за рубежом сформировалась система, при которой хозяйствующий субъект передавал бухгалтерское обслуживание и сопровождение в руки сторонней компании. В странах Америки и Западной Европы многие мелкие и средние фирмы вообще не имеют собственной бухгалтерии, поскольку содержать ее просто невыгодно.
О том, что это выгодно и удобно, в нашей стране первые, как водится, поняли бизнесмены Санкт-Петербурга и Москвы, а уже после к ним присоединились и предприниматели из регионов. Особенно эффективна будет сторонняя организация бухгалтерского учета в том случае, если компания ведет сразу несколько видов деятельности. В реальности, найти бухгалтеров, которые бы одинаково хорошо разбирались во всех тонкостях ведения учета в сфере торговли и, например, строительства - очень сложно. Более того совершенно невыгодно содержать целый штат бухгалтеров, так как каждому из них необходимо обеспечить условия труда и платить заработную плату (иной раз довольно большую). А в случае, если бухгалтерская отчетность составляется на стороне, то можно с легкостью забыть об организационных проблемах и сосредоточиться на получении прибыли.
Бухгалтерский аутсорсинг, по расчетам специалистов, востребован приблизительно среди 5% российских компаний. Эта цифра не включает индивидуальных предпринимателей, а ведь они довольно часто именно в специализированных фирмах заказывают бухгалтерские услуги. Несмотря на то, что рынок только начал формироваться и ему еще далеко до стадии насыщения, ежегодно объем реализованных услуг увеличивается не менее, чем на 40%, что является весомым доказательством перспективности данного сектора.
Какого эффекта можно ожидать от применения Аутсорсинга? Эффект может быть самым разным. Но исследования, проведенные специалистами по итогам реализации проектов Аутсорсинга, показывают, что особое внимание нужно обратить на следующие результаты:
Несмотря на очевидные положительные сдвиги, процесс развития предпринимательства в промышленности, развития субконтрактных отношений до сих пор тормозится многими факторами. К основным из них можно отнести:
Наряду с очевидными выгодами использования аутсорсинга в российских отраслях промышленности существуют серьезные сдерживающие его развитие факторы. Компании, успешно использующие аутсорсинг, стремятся преодолеть эти факторы и обезопасить выполнение собственных обязательств.
Крупные производители ожидают от своих поставщиков максимальной открытости. Ведь по сути, аутсорсинг возможен при установлении надежных партнерских отношений. Те поставщики изделий или услуг, которые смогут обеспечить удовлетворение следующих требований заказчиков станут наиболее успешными при получении заказов: