Статьи на русском

Аутсорсинг как способ оптимизации системы налогообложения малого бизнеса

Истрия развития понятия аутсорсинг, определение его видов, способов


Аутсорсинг — (англ. outsourcing) — передача традиционных неключевых функций организации (таких, например, как бухгалтерский учет или рекламная деятельность для строительной компании, медицинского учреждения) внешним исполнителям — аутсорсерам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонней фирмы; отказ от собственного бизнес-процесса, например, изготовления отливки или составления баланса, и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у другой, специализированной организации.

Начало истории аутсорсинга в России положили первые частные охранные предприятия в начале 90-х годов XX века. К концу 90-х годов и с появлением Интернета, появились первые организации, предоставлявшие услуги по созданию, продвижению и поддержанию сайтов.
В начале XXI века в России начался новый этап увлечения современными бизнес-технологиями. Одной из таких технологий являлся отказ от непрофильной для организации деятельности и концентрация усилий на том, что данная компания может делать лучше всех. Появились новые услуги на рынке аутсорсинга. Основными из них стали ИТ-аутсорсинг, кадровый аутсорсинг и аутсорсинг бухгалтерии.
Аутсорсинг бухгалтерии вызывал наибольшие опасения среди собственников и менеджеров российских предприятий, но по мере того, как все больше представительств западных компаний отдавали свою бухгалтерию сторонним организациям, некоторые российские компании также сделали свой выбор в пользу аутсорсинга.

В настоящий момент использование аутсорсинга становится повседневной бизнес-практикой для сотен и тысяч отечественных компаний. По данным различных опросов и исследований, более 80% руководителей отечественных предприятий намерены использовать аутсорсинг в ближайшее время или в среднесрочной перспективе.
Анализ показывает, что основными заказчиками бухгалтерских услуг для аутсорсинговых компаний являются предприятия малого бизнеса, которым экономически не выгодно содержать в штате бухгалтера-специалиста. По данным Информационного агентства «Альянс Медиа» в 2010 году доля малого бизнеса в объеме валового внутреннего продукта России составляла около 20–25% , что составляет его значимую часть [4]. И эта часть (четверть от всего ВВП) намерена использовать аутсорсинг в ближайшее время.
Чтобы понять сущность аутсорсинга бухгалтерского учета и его значение для малых организаций, мы рассмотрим его виды и способы.

Вид - разновидность, тип. Рассматривая разновидности аутсорсинга бухгалтерского учета, можно, по нашему мнению, выделить следующие виды:
- финансовый;
- управленческий;
- налоговый.

Каждому виду соответствует вид бухгалтерского учета. Отдельно можно выделить аутсорсинг бухгалтерского консолидированного учета, который, в свою очередь имеет свою особенность, но может также объединять в себе другие виды бухгалтерского учета.

Способ - действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь.

Применительно к аутсорсингу бухгалтерского учета можно выделить следующие способы:
- ведение бухучета полностью – базовый аутсорсинг;
- составление отчетности на основе имеющейся базы - аутсорсинг отчетности;
- передача отчетности – трансферный аутсорсинг;
- консультирование клиентов по вопросам ведения учета – консалтинговый аутсорсинг.

Рассмотрев способы, которыми осуществляется аутсорсинг бухгалтерского учета, можно сделать следующие выводы.

В условиях малого бизнеса аутсорсинг предоставляет возможность организации сократить издержки на оплату труда бухгалтерской службы. Учитывая разновидности учета, нет необходимости содержать штат из специалистов разной направленности. При этом не нужно направлять бухгалтера на различные курсы повышения квалификации или обновлять программное обеспечение (что, с учетом нестабильного законодательства, для малых предприятий также может стать одной из значимых затрат). При этом программная и нормативная база в аутсорсинговых компаниях, как правило, находится в актуальном состоянии.

Аутсорсинг как способ оптимизации системы налогообложения


В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.

Так как на малых предприятиях объем учетной работы небольшой, обычно бухгалтерский учет ведет либо штатный бухгалтер, либо сам руководитель. Во втором случае бухгалтерский аутсорсинг позволяет руководителю осуществлять основную деятельность, не обременяя себя ведением учета.

Также, сотрудники аутсорсинговых компаний могут помочь оптимизировать налогообложение, что для малого предприятия также существенно. Так, например в ООО «Ирга», занимающемся производством и реализацией продукции деревообрабатывающей промышленности: пиломатериалов (вагонка, доска обрезная и необрезная и др.), а также изделий из дерева (поддоны, оконные рамы, двери, дверные блоки, плинтуса, наличники и др.), до 2010 года ведением бухгалтерского учета занимался штатный бухгалтер.

В 2010 году ООО «Ирга» стало пользоваться услугами аутсорсиноговой компании. 
Изучив учетную политику ООО «Ирга», сотрудники аутсоргсинговой компании одновременно рассмотрели процесс ведения бухгалтерского учета и организационные особенности исследуемого предприятия. В результате чего было рекомендована и обоснована целесообразность перехода ООО «Ирга» с общего режима налогообложения на упрощенный.
Мы начнем с того, что сравним результаты применения традиционной системы налогообложения и упрощенной системы налогообложения в ООО «Ирга».

Данные были взяты из Отчета о прибылях и убытках и Оборотных ведомостей по счетам за 2009 год. При этом прочие доходы и расходы не учитывались.
Как видно из таблицы, прибыль до налогообложения в случае применения традиционной системы налогообложения ниже, чем в случае применения упрощенной системы налогообложения. При выборе в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при ставке налога 15%, эта разница составляет (214,2-108)= 106,2 тыс. руб.
При этом сумма уплачиваемых налогов отличается значительно: (4202,3-2592,78)= 1609,22 тыс. руб.

При выборе в качестве объекта налогообложения доходы, при ставке налога 6%, разница суммы уплачиваемых налогов отличается на (4202,3-2997,08)= 1205,22 тыс. руб.
При выборе объекта налогообложения было рекомендовано остановиться на доходах, уменьшенных на величину расходов. В случае выбора объекта налогообложения просто доходов организации ставка налога составляет 1%. В нашем случае устанавливается ставка налога в размере 15%. Разница конечно же есть, но следует учесть, что при этом мы уменьшаем налогооблагаемую базу на величину всех затрат. Для 

Согласно НК РФ, при переходе на упрощенную систему налогообложения, налогоплательщик освобождается от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ [3, 172с.].

Учитывая различие в величине чистой прибыли, экономически целесообразнее было применить упрощенную систему налогообложения при ставке единого налога 15%, что и сделало руководство рассматриваемой организации.

Вывод



Итак, в данной статье мы рассмотрели понятие аутсорсинга в условиях Российской Федерации, его виды, а также представили возможности аутсорсинга по оптимизации системы налогообложения для конкретно взятого малого предприятия. При этом показан положительный экономический эффект в виде снижения налогового бремени.

Статьи