Статьи на русском

Проблемы развития аутсорсинга бухгалтерского учета в Российской Федерации

Тема конкурсной работы - «Проблемы развития аутсорсинга бухгалтерского учета в Российской федерации».

Данная тема актуальна, ведь в последнее время одной из наиболее современных и успешных бизнес-моделей, позволяющих добиться реальных конкурентных преимуществ, становится аутсорсинг. Это новое явление для российской действительности, пришедшее из зарубежной деловой практики. В России он пока не совсем востребован, но бурно развивается.

В условиях жесткой рыночной конкуренции выживают и добиваются успеха те компании, которые ведут свой бизнес наиболее эффективным способом, достигая снижения непроизводительных расходов при сохранении безупречной репутации за счет высокого качества продукции, товаров, работ или услуг. В связи с этим перед многими организациями встает вопрос - выгодно ли содержать собственный штат программистов, бухгалтеров, другого персонала или передать их работу на сторону, специализированной компании?

На практике иногда дешевле предоставить часть своих повседневных вспомогательных функций стороннему исполнителю, чем осуществлять их самостоятельно. Несколько лет назад тема аутсорсинга стала очень актуальной, она освещалась как в специализированных изданиях, так и журналах, предназначенных для широкого круга менеджеров. Многочисленные семинары и тренинги учили, что и как выносить на внешнее управление. Однако бизнес-новация в России оказалась модной только среди теоретиков.

Руководители же компаний с недоверием отнеслись к аутсорсингу по ряду причин, несмотря на то, что он позволяет существенно сэкономить. Даже новые экономические реалии не изменили отношения к аутсорсингу - очень немногие организации выбрали его как средство сокращения затрат, способ сохранения бизнеса и прямой путь к эффективности.

Ознакомление с особенностями аутсорсинговых ситуаций, определение правового аспекта взаимоотношений между участниками данной сделки, определенного характером заключенного договора, построение соответствующих схем бухгалтерского учета - это выступает основной целью данной работы.

1. Понятие и нормативное регулирование аутсорсинга в Российской федерации



Аутсорсинг - это способ организации деятельности компании за счет сосредоточения на главном, ключевом направлении деятельности и передачи непрофильных функций внешним специализированным фирмам на договорной основе.

Аутсорсинг представляет собой передачу вспомогательных, поддерживающих или сопутствующих функций внешним исполнителям, специализирующимся в конкретной области и обладающим знаниями, опытом, техническим оснащением.

Строгих правил по выбору функций для аутсорсинга не существует. Специфика выполнения трудовой функции работниками состоит в том, что они, оставаясь в штате организации-услугодателя, фактически выполняют работу в другой организации, подчиняются ее требованиям и специально оговоренным правилам. Контроль за их деятельностью выполняется двумя организациями: услугодателем, который в соответствии с договором должен предоставить услугу надлежащего качества, и услугополучателем, который должен оказанную услугу принять и оплатить.

В последнее время аутсорсинг стал даже неким стандартом: компании, его не использующие, часто рассматриваются как неэффективные и, соответственно, неконкурентоспособные. В российском бизнесе аутсорсинг постепенно набирает обороты. И хотя проблемам применения аутсорсинга уделяется определенное внимание, многие вопросы в этой области до сих пор остаются далеко не полностью исследованными.

Собственно сам термин в его современной трактовке возник на Западе в середине 1970-х годов. А активно прибегать к аутсорсингу разные страны мира начали с 1980-х гг. Сегодня он приобрел ряд новых черт и особенностей, что позволяет компаниям лучше приспособиться к нынешней мировой ситуации.

Традиционно выделяют несколько видов аутсорсинга:

• аутсорсинг процессов управления персоналом - здесь речь идет о решении компаниями таких задач, как найм сотрудников, расчет компенсаций и вопросов, связанных с налоговой отчетностью;

• аутсорсинг финансовых процессов и бухгалтерского учета - аутсорсинговая компания может полностью выполнять все функции бухгалтерии предприятия, вплоть до исполнения банковских платежей и предоставления первичных документов контрагентам. Однако это не исключает возможности построения достаточно сложных и гибких бизнес-процессов с использованием внешних компаний и собственных сотрудников для достижения максимальной эффективности. Данный вид аутсорсинга бизнес-процессов особенно актуален в Москве, где нередко одно юридическое лицо ведет расчет заработной платы сотрудников пяти-шести компаний. Формы сотрудничества здесь весьма разнообразны: начиная от формирования "нулевой отчетности" до регулярного сотрудничества на ежедневной основе;

• аутсорсинг процессов в области управления взаимоотношениями с клиентами, и в частности, аутсорсинг обработки телефонных вызовов и их передача на сторону call-центров - профессиональные call-центры обладают многими преимуществами (современное оборудование, штат сотрудников-профессионалов, развитая IT-инфраструктура);

• аутсорсинг знаний - в этом виде аутсорсинга делается акцент, прежде всего, на знания, профессиональное образование и опыт. Чаще всего аутсорсинг знаний включает в себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, разработку новых товаров и разного рода открытия в этой области.

• промышленный аутсорсинг можно условно разделить на два типа - аутсорсинг заготовок и комплектующих, а также аутсорсинг функций и операций по обеспечению производства продукции

Использование сторонней специализированной организации вместо собственного штата бухгалтерской службы не противоречит нормам бухгалтерского законодательства.

Так, возможность ведения бухгалтерского учета сторонней организацией предусмотрена подпунктом "в" п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которому руководитель организации в зависимости от объема учетной работы может передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации. При этом Закон о бухгалтерском учете и законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности не предусматривают обязанности организации, оказывающей бухгалтерские услуги, иметь лицензию на осуществление данного вида деятельности (письмо Минфина России от 01.08.2007 N 03-11-04/2/193).

В настоящее время на законодательном уровне аутсорсинг не регулируется. Ни в одном законодательном акте - федеральном или субъекта РФ - нет упоминания данного термина. На федеральном уровне существует несколько подзаконных актов, фиксирующих аутсорсинг как одну из возможностей деятельности организации. В частности:

- Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 августа 2011 г. N 03-03-06/1/444 «Об учете в целях исчисления налога на прибыль расходов по аутсорсингу»;
- Положение об использовании аутсорсинга филиалами ОАО "РЖД" (утв. ОАО "РЖД" 27.04.2006 N 530);
- Распоряжение Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга от 31.08.2006 N 106-р "Об утверждении специальной программы "Финансовый аутсорсинг".

В отечественной практике процесс оказания услуг аутсорсинга регламентируется теми нормами ГК РФ, которым соответствует фактическое содержание взаимоотношений между заказчиком и фирмой-аутсорсером. Во многих случаях оказание услуг аутсорсинга регулируется нормами гл. 39 "Возмездное оказание услуг" ГК РФ. По договору возмездного оказания услуг исполнитель (фирма-аутсорсер) обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

При этом отношения между работником и организацией-услугодателем регулируются законодательством о труде, отношения между организацией-пользователем и организацией-услугодателем - гражданско-правовым договором, а отношения "организация-пользователь-работник" формально не регулируются ни гражданским, ни трудовым законодательством.

2. Особенности учета по договору об оказании услуг на ведение бухгалтерского учета



Главным источником правового регулирования отношений, складывающихся при осуществлении аутсорсинга, являются договорные нормы. В первую очередь действуют нормы, установленные в договоре аутсорсинга. При этом любой договор аутсорсинга должен учитывать следующие особенности:

- обязательно использовать в тексте самого договора и подтверждающих его исполнение соответствующих документов дословную терминологию ГК РФ и НК РФ;
- текст договора должен включать все существенные условия для договоров данного вида (например, договора возмездного оказания услуг);
- максимально детализировать предмет договора;
- правовой статус организации-аутсорсера не должен вызывать сомнений, в связи с чем целесообразно проверить сам факт существования и деятельности организации, оказывающей услуги;
- договор должен быть подписан надлежащими должностными лицами, как со стороны заказчика, так и со стороны аутсорсера;
- необходимо проверить наличие лицензии у фирмы-аутсорсера в тех случаях, когда это законодательно предусмотрено. Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и другими законодательными актами;
- обеспечить соразмерность стоимости оказанных услуг их объему, качеству и трудозатратам;
- организовать учет договоров в журнале регистрации договоров, форму которого целесообразно разработать самостоятельно и утвердить в качестве приложения к приказу по учетной политике;
- организовать учет выданных доверенностей лицам, уполномоченным подписывать договоры в специальном журнале регистрации, форму которого целесообразно разработать самостоятельно и утвердить в качестве приложения к приказу по учетной политике, а также учет выданных доверенностей лицам, уполномоченным представлять организацию в налоговых органах;
- во избежание серьезных ошибок при оформлении операций приемки-сдачи услуг конкретные исполнители должны иметь возможность ознакомиться с существенными условиями заключенных организацией договоров на оказание услуг;
- операции по оказанию аутсорсинговых услуг должны быть тщательно документированы.

Отражение операций аутсорсинга в бухгалтерском учете выглядит следующим образом:

1. Отражено перечисление денежных средств организации-аутсорсеру согласно выписке банка - Д 60 К 51;
2. Приняты к учету услуги, согласно акту об оказании услуг - Д 25 (26) К 60;
3. Учтен НДС, предъявленный организацией-аутсорсером по счету-фактуре Д 19 К 60;
4. Принят к вычету входной НДС Д 68 К 19.

Пожалуй, главная проблема недостаточной популярности аутсорсинга среди российских предприятий заключается в поверхностном изучении этой бизнес-технологии (как явления в целом) и недостаточной проработке каждого конкретного предложения об аутсорсинге, поступающего компании. Отказаться, руководствуясь одними только словами "не нравится" или "не доверяю", всегда легче, чем скрупулезно - с цифрами и консультациями профильных специалистов - проанализировать все плюсы и минусы внешнего управления.

Причины, препятствующие развитию аутсорсинга в России можно выделить следующие:

1. Страх потери контроля руководителем организации над определенным бизнес-процессом, а значит, над утратой своего влияния на деятельность предприятия в целом.
2. Присутствие сомнения в квалификации аутсорсинговых компаний, то есть их сотрудников, а также порядочности руководителя. 
3. Риск возможной утечки информации. Неопределенно кто будет нести ответственность при возможной ошибке аутсорсинговой компании.

Даже железный аргумент - сокращение затрат организации при передаче части функций на внешнее управление - не перекрывает тех страхов и сомнений, которые испытывают руководители перед использованием аутсорсинга.

Стоит отметить, что при сравнении затрат на функционирование какой-то собственной службы и затрат на ее аутсорсинг руководитель берет в расчет только два показателя - сумму договора с аутсорсинговой организацией и фонд заработной платы своего подразделения. Вторая цифра часто выглядит привлекательнее. Однако таким образом менеджер изначально вводит себя в заблуждение, ведь зачастую в калькуляцию не попадают даже налоги на фонд заработной платы, не говоря уже о других затратах, сопряженных с работой подразделения.

Можно привести немало примеров, когда организации ради единовременных, нечасто повторяющихся работ содержат внутренние службы только потому, что так сложилось исторически. Однако в условиях, когда все компании вынужденно ужались до предела и максимально оптимизировали бизнес-процессы, иметь в штате лишние или не совсем умелые руки - сомнительное для бизнеса удовольствие.

Естественно, вопрос использования аутсорсинга каждый финансовый директор должен принять, ориентируясь на индивидуальные особенности компании. Главными факторами при определении, как упоминалось ранее, должны стать риски и экономическая целесообразность.

Хочется надеяться, что в очень скором времени практика передачи части функций "на сторону" станет в России повсеместной, как это произошло и происходит в других странах. В США, к примеру, 92% компаний передали функции ведения учета на аутсорсинг (в России, по самым оптимистичным оценкам, не более 20%). Интересен зарубежный опыт: если организация, которая обращается к инвестору ради получения финансирования, на вопрос об аутсорсинге отвечает, что не планирует его использовать, вряд ли получит средства на развитие. Перегруженность предприятия функциями, большой штат, отсутствие концентрации ресурсов рассматриваются как расточительность и плохое планирование.

Заключение



Таким образом, можно отметить, что большинство хозяйствующих субъектов разных стран испытывают на себе ощутимые экономические выгоды от применения аутсорсинга. Переход на аутсорсинговую модель очень часто позволяет оптимизировать численность персонала и значительно сэкономить денежные средства предприятия.

С другой стороны - использование новых технологий сопряжено с целым рядом новых проблем, т.к., несмотря на исключительно положительные аспекты использования этих технологий бизнеса, существует ряд подводных камней, связанных с несовершенством законодательства в области ведения бизнеса, его спецификой в различных странах, так и с устоявшейся практикой и психологическими аспектами. Последнее обстоятельство касается не только России, но и целого ряда зарубежных стран, как развитых, так и развивающихся. В Российской федерации у большинства российских компаний еще есть сомнения в обеспечении необходимого уровня конфиденциальности, сохраняется некий страх перед трудностями периода запуска проекта. Прежде всего, это связано с отсутствием нормативного регулирования аутсорсинга в Российской федерации и достаточно поверхностном изучении этой бизнес-технологии и недостаточной проработке каждого конкретного предложения об аутсорсинге, поступающего компании.
Статьи