Статьи на русском

Проблемы и перспективы трансформации бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации

Основная задача внедрения международных стандартов финансовой отчетности состоит в том, чтобы сделать сопоставимой отчетность организаций различных стран. Двадцатое столетие в истории экономической жизни общества ознаменовано зарождением и распространением транснациональных корпораций, развитием международных финансовых рынков и мирового торгового сотрудничества.

Однако возникла серьезная проблема: существование многочисленных страновых различий делало отчетность компаний, составляемую в различных государствах, несопоставимой. Предприятиям в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности стало необходимым составление бухгалтерской отчетности, которая смогла бы сочетать в себе показатели бухгалтерских балансов организаций, находящихся в различных странах, и при этом оставаться понятной для инвесторов во всем мире.

На сегодняшний день в мире сформировались две основные системы учета - американская и МСФО. При этом первая, несмотря на сложность по своей сути, продолжает удерживать свою позицию в связи с тем, что американский рынок один из самых развитых и больших в мире, предлагающий своим партнерам наиболее выгодные на сегодняшний день условия привлечения капитала. Поэтому компаниям других государств, желающих вести свою деятельность на американском рынке, приходится претерпевать огромные затраты при переходе своей отчетности на правила, Комитета Соединенных штатов по ценным бумагам и биржам и Комитета по стандартам финансового учета.

И все же, стоит признать, что международные стандарты финансовой отчетности имеют ряд несомненных преимуществ при их применении в качестве основы в формировании национальной системы учета. Разработанные с целью стандартизации и гармонизации финансовой отчетности , имеющие наименьшую сложность и дороговизну в адаптации и созданные для обобщения полученного за многовековую историю опыта в сфере бухгалтерского учета они давно получили признание во многих странах. Выражаясь иначе, МСФО отображают специфику хозяйственной деятельности субъектов рыночной экономики, перейти к которой так стремятся в Российской Федерации.

На формирование российских рынков капитала в последнее время сфокусирована инвестиционная кампания многих стран. Но достаточному притоку инвестиций в нашу экономику препятствуют множественные различия российских и международных стандартов, что приводит к искажению информации о реальном финансовом положении и результатах финансово- хозяйственной деятельности наших предприятий, рассчитывающих на заграничные инвестиции.

Для повышения доверия иностранных инвесторов компаниям, заинтересованным в росте своей капитализации, необходимо повысить прозрачность, надежность и сопоставимость отчетности однородных организаций. Только в этом случае они смогут стать желанным объектом инвестирования. Суррогат же, образовавшийся в результате подчинения бывшего социалистического государственного учета целям налогообложения, интеграции российского бизнеса в мировую экономику ни коим образом не способствует. Потому данная проблема в Российской Федерации стоит особо остро и сторониться мировых тенденций страна просто не может.

Раскрытие финансовой информации должно соответствовать правилам и нормам цивилизованного мира, и вполне очевидно, что без перехода на МСФО никак не обойтись. А следовательно имеет смысл рассмотреть, какие на сегодняшний день существуют проблемы и механизмы подобной адаптации.

Различия в структуре российских и международных стандартов.



Большинство различий между ними обусловлено разницей в конечных целях обработки и применения финансовой информации. Отчетность, подготовленная по МСФО, используется всеми заинтересованными пользователями и финансовыми институтами, а составленная согласно стандартам российской системы учета, предоставляется, как правило, органам государственного регулирования, так как в нашей стране, к сожалению, до сих пор не изжила себя командно-административная система учета, носящая фискальный характер, а потому в большей степени ориентированная на получение необходимой информации для расчета налогов и составления налоговой отчетности. Даже обособление налогового учета по сути не меняет основной направленности ведения бухгалтерского учета в России и предоставления финансовой отчетности.

Несмотря на предоставление налоговой отчетности согласно существующим ныне правилам, одним из приоритетных направлений государственной политики должна выступать унификации действующего законодательства в части налогообложения. Хотя окончательно привести его в соответствие с международными стандартами, скорее всего, не получится, поэтому на данном этапе наиболее актуальна другая задача — привести российскую систему методологического регулирования бухгалтерского учета в соответствие с принципами МСФО.

Пока что ныне действующие положения и принципы ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации во многом не соответствуют международным, но по части формирования финансовых результатов отчетность, составленная по российским стандартам, и по МСФО, во многом совпадают, что заметно облегчает их адаптацию.

Государственная политика



Как считают многие ведущие российские и зарубежные экономисты, именно государство обязано взять на себя роль инициатора в процессе перехода на МСФО. Потому как, если оставить этот вопрос бесконтрольным, предприятия станут переходить на новые стандарты учета только в случае крайней необходимости, например, по требованию владельцев организации, что существенно затормозит прилив иностранного капитала в экономику страны.

На государственном уровне уже осуществляются некоторые шаги. В 2002 правительство РФ утвердило план мероприятий по переходу российских предприятий на международные стандарты финансовой отчетности. В январе 2003 года одобрило план перевода предприятий РФ на новые стандарты учета. После своим приказом от 01.07.04 № 180 Минфин Российской Федерации поддержал концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, предполагающей постепенный переход, учитывая возможности и готовность профессиональной среды и органов государственной власти.

Следующий шаг на пути к МСФО был сделан в декабре 2005: депутаты Госдумы внесли в нижнюю палату парламента законопроект «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности», а МинФин в свою очередь выдвинул собственный вариант изменений в действующем законодательстве — проект закона «Об официальном бухгалтерском учете»

В 2007 понятие "МСФО" разделилось надвое: "полные МСФО" и "МСФО для малых и средних предприятий". Первые касаются в основном, публичных общественно значимых организаций. Для вторых же в качестве типичного ориентира Комитет по МСФО установил показатель - 50 работающих.

Однако для сотен тысяч российских предприятий плавный единовременный переход на МСФО просто напросто невозможен хотя бы из-за того, что они различны по своей структуре и специфике: имеют различные темпы развития и правовую форму, действуют в разных геополитических условиях и секторах экономики, опережают друг друга по объемам хозяйственной деятельности. Но это далеко не единственный фактор. Основные проблемы перехода на международные стандарты финансовой бухгалтерской отчетности.

Далеко не все руководители отечественных предприятий относятся к переходу на новые стандарты положительно. Это объясняется в основном тем, что на сегодняшний день большинство российских организаций к нему попросту не готовы.

Основным «тормозом» выступает дефицит необходимого числа квалифицированных кадров, специализирующихся в данной области и способных осуществить мероприятия по переходу на новые стандарты учета и отчетности.

Несмотря на то, что многие учебные заведения предлагают семинары по обучению «заморской грамоте», систематизированного подхода к образованию в сфере международных стандартов пока что нет. Большую роль играет и то, что не хватает квалифицированного состава преподавателей данной дисциплины, а, следовательно, в первую очередь необходимо их найти и подготовить, чтобы они в свою очередь могли обучать и аудиторов и специалистов бухгалтерских подразделений и финансовых служб организаций. Однако поэтапное проведение данной процедуры обучения очень затратно и требует большого количества времени, что не единожды было подтверждено зарубежной практикой.

Еще одна причина затруднения перехода на международные стандарты – слабо развитая нормативная база. Необходимо решить проблему прохождения обучения и сертификации аудиторов МСФО, так как на данном этапе ее как таковой не существует. Учитывая значимость и масштабы существующей проблемы при нынешнем состоянии отечественной экономики актуальным было бы создание единой системы фундаментальной подготовки специалистов в сфере ведения бухгалтерского учета и составления международной финансовой отчетности с целью будущего непрерывного роста их числа и содействие российским предприятиям во внедрении в практику современных методов учета и управления предприятием.

Другим камнем преткновения является языковой барьер. Ни для кого не удивителен тот факт, что официальным языком международных стандартов финансовой отчетности признан английский. К сожалению, быстро научить российских специалистов иностранному очень сложно. С этой целью стране нужен официально подтвержденный перевод международных стандартов и непосредственное согласие КМСФО на проведение своевременного перевода всех возможных в будущем изменений и поправок. Помимо этого необходим специальный негосударственный орган, который бы занимался техническим переводом текстов международных стандартов, их своевременным обновлением и своевременным доведением до всех заинтересованных данной информацией пользователей.

Так же необходимо урегулировать вопрос оперативной подготовки финансовой отчетности согласно международным стандартам. К сожалению, пока что составление отчетности, отвечающей международным принципам отражения финансовой информации, у наших организаций занимает слишком много времени, в связи с чем к моменту ее сдачи многие данные утрачивают свою актуальность, а, следовательно, заинтересованным пользователям уже сложно судить о реальном финансовом положении предприятия, что значительно снижает его инвестиционную привлекательность в глазах зарубежных компаний.

Решить данную проблему можно за счет применения автоматизированной системы учета. Большинство отечественных предприятий при подготовке к сдаче отчетности, переносят все необходимые параметры в такие системы, как Excel, где самостоятельно, вручную преобразуют данные отчетности согласно требованиям международных стандартов. Это очень трудоемко и неудобно, а внедрение на предприятии автоматизированной системы, позволяющей одновременно вести и российский и международный учет, позволит организациям сэкономить массу времени и разгрузить бухгалтеров.

Перспективы дальнейшего развития.



Несмотря на то, что большинство отечественных стандартов ведения бухгалтерского учета и предоставления финансовой отчетности на 80% составлены согласно международным требованиям, для ускорения повсеместного введения новых правил необходимо устранить основное страновое различие: отчетность организаций, составленная по англо-саксонской модели, обязана соответствовать требованиям собственников, а в Российской Федерации- нормам отечественного законодательства.

Этот фактор в числе основных препятствует переходу российской экономики на новые рельсы. Многие управляющие крупных корпораций и финансовые эксперты выступают за радикальное решение данной проблемы, предлагая, в частности, – полную отмену отечественных стандартов ведения учета и составления отчетности с последующей заменой на новые. При этом нельзя оставить без внимания интересы государства, пересмотрев требования к законодательству в сфере налогового учета.

В результате осуществления данной тактики отечественные компании смогут составлять финансовую отчетность для заинтересованных пользователей согласно международным стандартам и отчетность для предоставления в органы налогообложения. Это приведет к сокращению затрат в будущем на ведение различных видов учета. Кроме того предприятия, рассчитывающие на приток иностранных инвесторов, смогут наконец представить им, кредиторам и другим заинтересованным пользователям прозрачную, унифицированную отчетность, отражающую реальные результаты своей финансово- хозяйственной деятельности, повысив тем самым свою инвестиционную привлекательность.

Однако из-за рассмотренных выше проблем и особенностей российской экономики рассмотренный нами путь дальнейшего экономического развития страны для многих организаций не приемлем. Многие руководители компаний требуют предоставления им в будущем права выбора наиболее выгодной для них политики ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, дабы переход на новые правила проходил не столь болезненно.

Заключение



Большинство отечественных экономистов полагает, что России для полного перехода на МСФО потребуется не менее десяти лет и в краткосрочной перспективе оценить положительные и отрицательные стороны данных нововведений и их возможных последствий для российской экономики будет довольно сложно. Первоначально процесс введения новых стандартов необходимо отработать на крупных корпорациях и холдингах, и лишь после этого, учтя все возникшие затруднения, выявив полученные недочеты и проанализировав ошибки, перенести полученный опыт на небольшие организации. Но не для кого не секрет, что последнее слово в данном вопросе как ни крути останется за государством и именно его точка зрения станет ключевой в процессе трансформации бухгалтерской финансовой отчетности.
Статьи