
Актуальность данной темы заключается в том, что при организации бухгалтерского учета на предприятии каждая компания сталкивается с выбором: организовать собственную бухгалтерскую службу, либо привлекать внешних исполнителей.
Существует несколько разновидностей сорсинга, выбор одной из моделей, зависит от того, являются ли процессы, обслуживаемые сорсинговой компанией, основными или вспомогательными.
Что же касается аутсорсинга, то он обеспечивает полностью именно дополнительные (не ключевые) функции. Все эти процессы возлагаются на внешних исполнителей.
Аутсорсинг бухгалтерских услуг предполагает вынесение функций, связанных с организацией, ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности на предприятии за пределы компании, передачу их для исполнения аутсорсеру. «… В отличие от бухгалтерских услуг, оказываемых внешними исполнителями, бухгалтерский аутсорсинг является формой взаимодействия, при которой внешняя компания включается в рабочие бизнес-процессы компании-заказчика как целостное функциональное подразделение, оставаясь при этом организационно и юридически самостоятельным. Зарубежные эксперты в области аутсорсинга отмечают, что вместе с передачей определенных финансовых функций, выполнение которых аутсорсером происходит часто в ежедневном режиме, обычно передается также управление этими функциями и процессами….».
Однако аутсорсинг бухгалтерских услуг носит периодический характер, т.е. по мере необходимости сдачи отчетности, что же касается аутсорсинга всей бухгалтерии организации, то это может привести к необходимости перестройки бизнес-процессов внутри организации.
Существует множество мнений на сколько серьезной будет перестройка, но большинство из них считают, что настройка процессов взаимодействия и документооборота является важной составляющей успеха применения аутсорсинга на предприятии.
Также, для многих российских компаний (в основном предприятия малого бизнеса, т.к. содержание штата бухгалтерии для них слишком затратно и неэффективно) характерно привлечение внештатного бухгалтера, что не может относиться к аутсорсингу бухгалтерии. Это обусловлено, прежде всего тем, что внештатынй бухгалтер чаще всего является физическим лицом и объективно не может иметь собственной базы, необходимой для обеспечения и поддержки бизнес-процессов взаимодействия, а также лишен ряда других возможностей специализированной компании.
Целью данной работу, ставится сравнение затрат, необходимых для создания и функционирования собственного штата бухгалтеров и затрат на аутсорсинг и исходя из сравнительного анализа и на основе коэффициента рентабельности инвестиций определить и обосновать экономическую эффективность применения аутсорсинга.
Экономическое обоснование использования аутсорсинговых услуг в сфере бухгалтерского учета
Для организаций среднего или малого бизнеса с большей долей вероятности характерно применение аутсорсинговых услуг в отношении бухгалтерского учета. Это прежде всего связанно с тем, что крупные фирмы критически смотря на приминение аутсорсинга в связи с тем, что:
Еще одним барьером для крупных организаций может стать их необходимость в оперативности поступаемой информации и раздельного ведения бухгалтерского и налогового учета. Также, на крупных предприятиях осуществляется ведение управленческого учета, который в свою очередь основывается на данных бухгалтерского учета и его методика может быть различной в зависимости от применяемой модели (японская «Just in time», отечественная «Нормативная» модель, американская «ABC» и другие). В связи с этим могут возникнуть сложности во взаимодействии различных служб и филиалов, поэтому передача бухгалтерского учета атсорсинговой компании будет порождать трудности в организации управления.
Однако стоит отметить, что аутсорсинг может приносить компании значительные и многочисленные преимущества:
сосредоточение на основной деятельности;
Исходя из вышеперечисленных преимуществ, которые дает аутсорсинг компании, проведем анализ затрат.
Для обоснованного расчета и сравнения затрат на аутсорсинг, либо формирования собственной службы бухгалтерии, смоделируем усредненную ситуацию на российском предприятии со штатом в 250 человек (классифицируется как средний бизнес) ситуацию по принятию решения: использовать ли аутсорсинг, либо формирование собственной службы.
Таким образом, начиная расчет, необходимо рассчитать сколько в среднем требуется сотрудников для осуществления эффективного учета на предприятии, их заработную плату, страховые отчисления во внебюджетные фонды, и другие затраты, производимые каждый месяц.
Однако, необходимо произвести расчет и единовременных затрат, которые неизбежны при создании службы.
Таблица 1.1 – Расчет затрат, производимых при создании собственной бухгалтерии
Статья затрат |
Количество |
Стоимость за ед. |
Всего (руб.) |
Ежемесячные расходы |
|||
1.Штат бухгалтерии |
|
|
214 400 |
Главный бухгалтер |
1 |
35 000 |
35 000 |
Зам. главного бухгалтера |
2 |
25 000 |
50 000 |
Бухгалтер |
5 |
15 000 |
75 000 |
Отчисления в страховые фонды (34%) |
|
|
54 400 |
2.Связь |
|
|
4 382 |
Интернет (в месяц) |
|
3 800 |
3 800 |
Телефония (в месяц) |
|
582 |
582 |
3.Канцелярские товары |
8 |
350 |
2 800 |
4.Обслуживание помещения (в т.ч. электроэнергия, уборка помещения, аренда) |
1 |
8 700 |
8 700 |
Итого по статья 1,2,3,4 |
|
|
218 782 |
Расходы производимые единовременно в течение 5 лет |
|||
5.Мебель в т.ч.: |
4 |
13 444 |
88 882 |
Письменный стол |
8 |
2 200 |
17 600 |
Стулья |
11 |
2 038 |
22 418 |
Тумба |
8 |
3 186 |
12 744 |
Шкаф для документов |
6 |
6 020 |
36 120 |
6.Оргтехника в т.ч.: |
|
24 286 |
108 598 |
Компьютер |
8 |
8 964 |
71 712 |
МФУ лазерный |
2 |
7 188 |
14 376 |
Факс |
1 |
5 013 |
5 013 |
Шредер |
1 |
3 121 |
3 121 |
7.Программный продукт, в т.ч.: |
4 |
|
213 548 |
.Базовые ПО компании Microsoft |
8 лицензии |
|
114 048 |
1С:Комплексная автоматизация 8 + клиент-сервер |
Пакет на 10 лицензий |
|
99 500 |
Итого по статьям 5,6,7 |
|
|
411 028 |
Таким образом, из таблицы видно, что единовременные затраты на организацию работы бухгалтерской службы равны 411 028 рублей, ежемесячно же предприятие обойдется содержание бухгалтерской службы в 218 782 рубля.
Для наглядного сравнения, постоим таблицу затрат по аутсорсинговым услугам.
Таблица 2 – Расчет затрат на аутсорсинг бухгалтерского учета
Статья затрат |
Количество |
Стоимость за ед. |
Всего (руб.) |
Ежемесячные расходы |
|||
1.Стоимость бухгалтерского сопровождения |
500 операций |
31 000 |
31 000 |
2.Cоставление и сдача квартальной бухгалтерской отчетности в ИФНС в электронном виде |
12 (в квартал) |
150 |
1800 |
3.Расчет з/п сотрудников |
250 |
200 |
50 000 |
4.Персонифицированный учет |
250 |
150 |
37 500 |
5.Получение выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП |
1 |
500 |
500 |
Итого |
|
|
120 800 |
Расходы производимые единовременно |
|||
6.Регистрация ООО |
1 |
5000 |
5000 |
7.Изменения в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы |
|
2 000 |
2 000 |
8.Разработка учетной политики в целях бухгалтерского учета и налогообложения |
1 |
1 200 |
1 200 |
9.Разработка кадровой политики предприятия (штатное расписание, должностные инструкции , трудовых договоров) |
1 |
1 000 |
1 000 |
10.Разработка и составление локальных актов положений |
1 |
1 500 |
1 500 |
11.Разработка и составление проектов договоров по основной деятельности предприятия |
1 |
1 000 |
1 000 |
12.Разработка и составление договоров о материальной ответственности |
1 |
800 |
800 |
Итого |
|
|
12 500 |
Из таблицы видно, что проведение аутсорсинга для предприятия намного выгоднее. Единовременные затраты на организацию учета значительно ниже затрат производимых при создании бухгалтерской службы, также, затраты, производимые ежемесячно на осуществление учета тоже ниже на 97 872 рубля, что является значительной экономией, которая будет осуществляться ежемесячно.
Для еще одного обоснования проведенного анализа стоит рассчитать коэффициент ROI.
Рентабельность инвестиций (ROI) - коэффициент, который помогает измерить прибыльность компании, показывающий степень эффективности использования капитала для получения прибыли. ROI является более предпочтительным по сравнению с другими показателями рентабельности за счет простоты вычислений и интерпретации результатов. В качестве альтернативных инвестиционных проектов выбираются те, которые имеют более высокий ROI.
Формула для расчета рентабельности инвестиций заключается в следующем:
Коэффициент окупаемости инвестиций = Прибыль от инвестиций / затраты на инвестиции
Эта формула является универсальной и может быть соответствующим образом изменена исходя из цели. В нашем случае, проект по передачи бухгалтерского учета аутсорсеру окупится и в дальнейшем будет приносить прибыль.
Заключение
Фактором привлекательности аутсорсинга является то, что внешний поставщик услуг способен обеспечить экономию затрат, более высокий уровень услуг за счет специализации, более дешевой рабочей силы или эффекта масштаба. Однако, аутсорсинг финансовых функций вообще, и бухгалтерии в частности, относится к одним из самых сложных форм аутсорсинга бизнес-процессов. Причиной тому является необходимость управления несколькими бизнес-процессами одновременно, на что зачастую руководителям не хватает управленческого опыта. К тому же, аутсорсинг финансовых функций, связанных с управлением финансами, учетом и отчетностью предприятия подразумевает доступ аутсорсера к сведениям и документам, которые могут представлять коммерческую тайну.
Также, широкому распространению аутсорсинга в России препятствует и отсутствие нормативной базы. Стороны заключают договоры, руководствуясь общероссийским законодательством и общей терминологией. Далеко не всегда эти договоры составлены грамотно. Ещё реже они учитывают специфику деятельности и характер взаимоотношений клиента и поставщика услуг (аутсорсера).
Однако, выгода от применения аутсорсинга очевидна, но все распространение аутсорсинга не так широко в Росси, как за рубежом.
Приложение 1
Данные о компании для моделирования |
Количество сотрудников группы |
Зарплата одного сотрудника группы. Руб / мес |
% Экономии рабочего времени сотрудника группы |
Занятость сотрудника группы (часов в месяц) |
Сотрудники 1 группы (главный бухгалтер) |
1 |
35 000 |
100% |
192 |
Сотрудники 2 группы (зам. Главного бухгалтера ) |
2 |
25 000 |
100% |
192 |
Сотрудники 3 группы (бухгалтер) |
5 |
15 000 |
100% |
192 |
Итого - суммарные затраты отвлечения персонала на проект по внедрению бизнес процессов |
174545,45 |
|||
До внедрения процессного управления |
||||
Текущий оборот в месяц |
70 833 512 |
|||
Текущий уровень накладных затрат |
51 203 698 |
|||
Текущий % операционной прибыли |
30 |
|||
Операционная прибыль в мес |
15361109,4 |
|||
После внедрения процессного управления |
||||
% увеличения количества обрабатываемых клиентов (контрактов) |
5 |
|||
% экономии затрат |
69 |
|||
% увеличение операционных показателей за счет улучшения качества инфраструктуры |
17 |
|||
Стоимость ПО бизнес процессов. |
213 548 |
|||
Стоимость проекта по внедрению ПО |
411 028 |
|||
Итого - стоимость ПО и внедрения |
624 576 |
|||
Расчеты |
|
|
|
|
Промежуточные показатели |
|
|
|
Формула расчета |
Увеличение операционной прибыли за счет увеличения количества клиентов |
768 055,47 |
C11*B14/100 |
||
Экономия на накладных затратах |
35 330 551,62 |
B9*B15/100 |
||
Увеличение операционной прибыли за счет улучшения инфраструктуры |
2 611 388,60 |
C11*B16/100 |
||
Итоговые показатели |
|
|
|
Формула расчета |
ROI (за один месяц после начала промышленной эксплуатации) |
48,44 |
(C26+C27+C28)/(B20+B21+C5) |
||
Окупаемость (мес) |
|
0,02 |
1/C32 |
|
Количество месяцев использования |
|
60 |
||
ROI (за период использования) |
|
2 906,44 |
C32*C36 |
|
Дополнительная прибыль за период использования |
2 321 800 619,83 |
(B20+B21+C5)*C38-(B20+B21+C5) |