
Говоря о системе мер по организации бизнес-процессов в стране, являющейся абсолютным лидером в сфере новых технологий и эффективности бизнеса - Японии, особое место всегда уделяется системе «кайдзен», активно функционирующей в крупнейших международных корпорациях, таких, как Toyota, Sony, другие. В России фактически нет термина, являющегося эквивалентом понятия, но, грубо можно охарактеризовать его как совершенствование процессов. Если вспомнить «научную организацию труда», активно функционирующую и пропагандируемую в СССР, то во-многом система кайдзен основана на ней, но и, безусловно, на разработках западных специалистов в части «6 сигм» и «лин сигм», то есть статистически обоснованной организации труда и процессов.
Эта система позволяет, к примеру, сократив количество шагов во время производственного процесса, переходов от одного станка к другому, сэкономить на этом значительные средства. Партнер по продвижению Лин сигмы, бизнес-тренер из Японии Огасавара Хидэо в компании Тойота провел анализ и получил, что такое сокращение шагов сэкономило корпорации по 1 иене на каждого сотрудника, а в пересчете на весь трудовой коллектив – огромные средства.
Но эта система не только для бизнеса-в общественной, политической жизни и в домохозяйствах японцами применяется этот же принцип – «совершенствование процессов». Мы попробовали проанализировать, что же даст внедрение системы «кайдзен» в сферу бухгалтерского учета, и пришли к выводу, что лучшим совершенствованием является внедрение аутсорсинговой системы для бухгалтерского учета. Добавим, что проводился анализ компаний, представляющих малый бизнес России и находящихся на упрощенной системе налогообложения.
1.Расчет и обоснование финансовой экономии
В процессе анализа нами были выделены двенадцать основных причин преимущества внедрения аутсорсинговых систем в бизнес-процессы компании.
Ниже они перечислены и дан экономический анализ их эффективности.
Если проанализировать компанию целиком, то можно выделить 7 основных звеньев: Продажи, Продвижение, Обучение персонала, Коммуникации, Финансы, Администрирование, Производство. Надо сказать, что в этом списке звеньев лишь один – финансы, или бухгалтерия, прямо не участвует в процессе привлечения средств в фирму, иными словами, существует лишь с 1 целью – взаимодействие с органами власти и контрагентами, связанными с действиями власти (например, обязательная сдача финансовых документов, подтверждающих операции компании). Любой бизнес существует для прибыли, некоторые – для повышения благосостояния собственников, но ни одна коммерческая компания не существует для того, чтобы платить налоги. Это бессмысленно. Отмечу, что на малых предприятиях функции выставления счетов, оформления договоров и актов выполненных работ целесообразно передать менеджерам по продажам или лицам, непосредственно взаимодействующим с клиентом, также это отвечает принципу «кайзен» - операция не передается лишний раз другому лицу, подробности договоренностей, возможно, даже необходимость вставать с рабочего места, что противоречит рассматриваемому принципу.
В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ «Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». [2]
Выходит, только финансовая несостоятельность компаний, соответственно, финансового менеджмента, приводит к страшнейшему выходу для компании – банкротству. Надо отметить, что на рынке России наблюдается в целом большой дефицит управленческих кадров, в том числе топ-менеджеров финансового отдела. Еще страшнее ситуация в Приморье, откуда миграция кадров растет с каждым годом все больше и больше, а в малый бизнес специалисты высокого ранга практически не идут.
Мы представили все причины в единой таблице под названием «Минимальная финансовая экономия внедрения кайдзен в бухгалтерию на малом бизнесе при упрощенной системе налогообложения» и определили их эффективность в части предоставления финансовой выгоды для предприятия.
Таблица 1 - Минимальная финансовая экономия внедрения кайдзен в бухгалтерию на малом бизнесе при упрощенной системе налогообложения
№ п/п |
Наименование фактора |
Минимальная экономия, в год |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
Работа на результат компании и частичная передача функции бухгалтерии менеджерам* |
+17380 руб. |
В системе кайдзен каждый шаг сотрудника – 1 иена, при переводе на средний малый бизнес-20 человек в день, соответственно, умножим на 365 дней. |
|
Недостаточная квалифицированность специалистов финансового отдела может стать крахом бизнеса. |
+20% |
В связи с высоким уровнем риска появления, добавляем к стоимости бухгалтерии компании «+20%» |
|
Необходимость постоянного обучения своих бухгалтеров |
+15000 |
Обучение на рынке стоит в год от 10000 до 20000 руб. |
|
Простота планирования, простота взаимодействия цепочек в компании |
+20% |
Взято аналитически, принцип Парето – 80% дохода приносит 20% простоты планирования |
|
Сокращение расходов на поддержание рабочего места, стола, компьютера, телефона интернет и т.д. |
+20000 руб. |
Около 20000 рублей |
|
Сокращение расходов на склад-архив и хранение документации |
+12000 руб. |
В среднем на рынке в месяц склад стоит 800-1200 руб за кв.м. в месяц |
|
Оплата аутсорсинга компании ниже зарплаты собственного бухгалтера. |
+120000 руб |
Во Владивостоке в среднем аутсорсинг 8000 рублей, нанять адекватного бухгалтера – 18000 рублей минимум. |
|
Меняется направленность процесса из выталкивающей системы в вытягивающую. |
+5% |
До 5% минимум экономия |
|
Время простоя менеджеров* значительно сокращается. |
+10% |
10-15% |
|
Для бухгалтерии на аутсорсинге не нужны дополнительные меры стимулирования и поддержки. |
+50000 р. |
Минимум 20 000 рублей в год обязательные платежи, плюс нематериальное обеспечение –около 30000 руб. |
|
Переход ответственности с руководителя на аутсорсинговую компанию |
+30% |
Риски падают на процентов 30%, соответственно, не закладываются в цену продукта и на эту сумму увеличивается доход компании. |
|
Проблемы компании становятся ясно видны и легко решаемы. |
+1% |
1% минимум |
|
ИТОГО: |
+86% |
|
*-при условии их не полной занятости до внедрения «Кайдзен». В малом бизнесе, как правило, так и есть.
Таким образом, проведя исследование, мы убедились, что финансово весьма выгодно применять аутсорсинговые системы в малом бизнесе, особенно при упрощенной системе налогообложения.
В заключении хотелось бы отметить, что основная цель «кайдзен» - это облегчать работу людей, повышая результат, выражается девизом «легко, хорошо, быстро, дешево». Система аутсорсинга в бухгалтерии российского бизнеса на упрощенной системе налогообложения отвечает всем этим задачам: легко прибегнуть к такой компании на аутсорсинг, хорошо оптимизируется труд и процессы, быстро начинается двигаться процесс продаж и достижения основной цели бизнеса и дешево применять такие схемы.