
Основу любой деятельности составляют имеющиеся ресурсы у действующего субъекта. Не разделяя их на коммерческие и некоммерческие, государственные и частные, бюджетные и самофинансирующиеся, предоставляющие различные товары, работы и услуги, очевидно одно - все они обладают какими-либо ресурсами: кадровыми, информационными, организационными, правовыми, финансовыми. Безусловно, последние играют первостепенную роль.
В современных реалиях более жесткими становятся требования рынков различных сфер деятельности к качеству и доступности создаваемого продукта, уровню обслуживания и оперативности. Те, кто формируют предложение на рынке, вынуждены искать новые пути построения финансовых отношений с партнерами и пути рационального использования имеющихся финансовых ресурсов с целью их высвобождения для дальнейшего реинвестирования.
Особо актуально данное положение на уровне сел и районов, где объемы государственного финансирования бюджетной сферы весьма невелики, а сектор частного бизнеса слабо развит и не обладает масштабными финансовыми ресурсами. Здесь и встает вопрос о поиске пути оптимизации расходов своей деятельности.
Решение текущей проблемой продиктовано давно еще зарубежными компаниями. Это передача на аутсорсинг непрофильных функций организации. Такими могут быть бухгалтерские услуги, юридические, услуги по охране зданий, уборке помещений и т.д.
В случае бухгалтерского аутсорсинга речь идет о передаче функций обслуживания бухгалтерии и ее отдельных сегментов в ведение нештатных специалистов. Стоимость услуг по ведению бухгалтерии зависит от масштабов деятельности компании, объема ее операций, отрасли и текущего состояния бухучета.
Аутсорсинг в сфере обслуживания бухгалтерии сегодня крайне востребованная услуга, позволяющая значительно сократить расходы на содержание штата собственных бухгалтеров. При этом компания–аутсорсер выполняет все стандартные задачи на более высоком уровне, так как специализируется на данном виде услуги. Вся ответственность лежит на аутсорсере и прописывается в договоре, заключаемом между компаниями.
Компания по аутсорсингу бухгалтерских услуг на уровне муниципальных образований чрезвычайно полезна в виду своей прямой роли в перераспределении финансовых районных ресурсов, что способствует их реинвестированию в основную деятельность функционирующих субъектов экономики и государственного обслуживания, обеспечивая при этом удовлетворение спроса конечных потребителей на более качественном уровне.
Модель компании
Краткая характеристика организации
Местоположение – Красноярский район Астраханской области.
Юридический статус – Общество с ограниченной ответственностью, уставный фонд - 20 000 руб. - взносы учредителей, являющихся штатными сотрудниками организации.
Наименование – ООО «АДР»
Штат организации – 4 человека: директор, бухгалтер и аудитор - специалисты в сфере бухгалтерского и налогового учета, юрист – специалист отрасли финансового и налогового права, сферы государственных закупок.
Предлагаемая услуга – ведение бухгалтерского учета, налогового учета, аудит бухгалтерских услуг, проведение государственных закупок в организации.
Описание организации и её целевого сегмента
ООО «АДР» создается на территории района области с целью поддержки субъектов малого и среднего бизнеса и государственных бюджетных учреждений на уровне МО «Красноярский район». Идея создания ООО «АДР» определяется необходимостью:
Рынок аутсорсинговых услуг в сфере бухгалтерского учета остается на данный момент открытым, при этом потребность в данный услугах возрастает и определяет спрос, дифференцируемый по сегментам потенциальных потребителей:
Первоначально деятельность ООО «АДР» будет базироваться на уровне районного центра МО «Красный Яр», впоследствии очевиден рост числа потребителей и остальных муниципалитетов района.
Предлагаемые услуги бухгалтерского аутсорсинга
В зависимости от масштабов деятельности организации – заказчика можно выделить некоторые типичные модели взаимодействия с ней ООО «АДР».
Таблица 1. Характеристика основных моделей работы с клиентами.
Масштаб организации |
Модель взаимодействия с аутсорсером |
Характерные черты взаимодействия |
Любая фирма |
«Внешний контроллер» |
Сотрудники фирмы-аутсорсера проводят ревизию- выявляют допущенные ошибки и неточности, выдают заключение по целесообразному ведению учета, постановке учета, усовершенствованию структуры, программному обеспечению |
Абонентское обслуживание – «Внешний консультатнт» |
Фирма - аутсорсер возлагает на себя предоставление консультационных услуг и информирование клиента о нововведениях в законодательстве по установленному сфере вопросов. Тогда, сотрудничество с аутсорсером может воплощаться в действительность по разным направлениям. Фирма-аутсосер имеет возможность предоставлять услуги и по некоторым направлениям работы финансово-бухгалтерской службы. |
|
Средняя и крупная фирма |
«Внешний бухгалтер» |
Вывод отдельных функций аппарата бухгалтерии (ведение учета с персоналом по оплате труда и одновременное ведение юристами организации кадрового учета; работа с дебиторской задолженностью и т.д.) для исполнения сторонней организацией. |
Малая организация |
«Внешний главный бухгалтер» |
Ведение первичной документации поручается офис-менеджеру или начинающему бухгалтеру. Далее первичные документы передаются для составления отчетности аутсорсеру. |
Востребованность и перспективность передачи функций по бухгалтерии ООО «АДР» на территории Красноярского района объясняется следующими факторами:
Схема сотрудничества
Взаимодействие организации (Заказчика) и аутсорсинговой компании ООО «АДР» (Исполнителя) осуществляется в рамках договора на оказание бухгалтерских услуг. Сотрудничество проходит в несколько этапов.
Жизнеспособность модели
1. Положительные предпосылки:
2. Сложности реализации:
Заключение
Когда речь идет об экономии средств в организации, стоит задуматься, держать ли на полном окладе штатных бухгалтеров, услугами которых пользуются не так часто. Основные задачи бухгалтерского аутсорсинга заключаются в сокращении производственных издержек и повышении эффективности работы организации. С экономической точки зрения, обслуживание бухгалтерии компании на условиях аутсорсинга выгодно. К его преимуществам относятся:
Начиная с 2008 года, в Астраханской области широко применяется аутсорсинг, однако, именно бухгалтерских услуг в меньшей степени. При том активными его пользователями остаются коммерческие, крупные организации. Но это не значит, что аутсорсинг не применим к бюджетным учреждениям, включая государственные органы, ориентированные на оптимизацию расходования бюджетных средств и перераспределения части их на выполнение основной деятельности. Органы муниципальной власти и учреждения социальной сферы, осмелившиеся на аутсорсинг, пока только нарабатывают опыт как сотрудничества с индивидуальными предпринимателями и малыми предприятиями, специализирующимися на аутсорсинге, так и расширения спектра предоставляемых услуг, обеспечивающего их более низкую себестоимость при должном качестве.
Таким образом, объективные предпосылки развития рынка аутсорсинга бухгалтерских услуг на уровне муниципалитета существуют, потенциал роста аутсорсинговой модели очевиден, а значит рассмотренная сегодня относительно новая модель перераспределения финансовых ресурсов в рамках деятельности любой организации в ближайшем будущем станет вполне привычным методом оптимизации использования финансовых ресурсов.