Статьи на русском

Основные направления развития финансового рынка РФ на период 2016-2018 годов: контроль со стороны Центробанка будет только усиливаться

26 мая 2016 года Центральным банком РФ был подписан важный документ — «Основные направления развития финансового рынка РФ на период 2016-2018 годов».

Данный документ содержит целевые показатели развития и методику их расчета.
В период с 2016 по 2018 гг. будет продолжена разработка качественной модели прогнозирования развития финансового рынка в целом и его отдельных сегментов. Кроме того, теперь основное внимание уделяется росту степени удовлетворенности и доверия потребителей финансовых услуг, что в дальнейшем будет способствовать росту финансовой индустрии.
Банк России впервые разработал документ, содержащий описание запланированных действий по развитию всех секторов финансового рынка на среднесрочный период.

Основные направления развития


1. Обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг и повышение финансовой грамотности населения Российской Федерации

Важным представляется пересмотр существующего в настоящее время подхода к концепции неквалифицированных инвесторов. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: 1) в какой степени и какие конкретно права потребителей финансовых услуг планируется защищать и 2) стоит ли ограничиваться защитой от недобросовестного поведения финансовых посредников или нужно следить за объективной целесообразностью использования продукта для конкретной категории покупателей и адекватностью понимания со стороны потребителей финансовых услуг принимаемых ими рисков?
Одним из ключевых проектов Банка России по повышению уровня финансовой грамотности населения является создание специализированного интернет-ресурса, содержащего понятную разным целевым группам информацию по широкому кругу вопросов финансовой грамотности.

2. Повышение доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства

Меры, способствующие повышению доступности базового набора финансовых услуг (финансовой доступности) для субъектов малого и среднего предпринимательства, включают развитие механизмов секьюритизации портфелей различных активов (в том числе микрозаймов), упрощение процедуры совершения лизинговых и факторинговых платежей.

3. Дестимулирование недобросовестного поведения на финансовом рынке

Совместно с заинтересованными ведомствами будет продолжена работа по введению в законодательство более гибкого регулирования перечня сведений, считающихся инсайдерской информацией. Это расширит практическое использование норм по противодействию неправомерному использованию такой информации.
Помимо разрабатываемых мер наказания за совершенные правонарушения Банк России планирует использовать деловую репутацию членов органов управления участников финансового рынка для выведения с финансового рынка недобросовестных менеджеров и сотрудников.
Для обеспечения возможности детального анализа отдельных сделок и комплексных торговых стратегий и, соответственно, устойчивости, стабильности и непрерывности работы биржевых рынков будет создан ситуационный центр мониторинга биржевых торгов.

4. Повышение привлекательности для инвесторов долевого финансирования публичных компаний за счет улучшения корпоративного управления

Планируется разработать необходимый инструментарий для оценки качества и полноты раскрываемой акционерными обществами информации на постоянной основе, а также механизмы, предотвращающие вхождение в состав органов управления лиц, чьи недобросовестные и (или) неразумные действия по управлению компанией привели к потере или существенному снижению ее акционерной стоимости.

5. Развитие рынка облигаций и синдицированного кредитования

Одним из важнейших условий развития рынка облигаций является адекватная оценка их кредитного качества со стороны национальных рейтинговых агентств и признание таких оценок регулятором и инвесторами. В связи с этим необходимо осуществить комплексный перезапуск российской индустрии рейтинговых агентств.

6. Совершенствование регулирования финансового рынка

Банк России будет выстраивать систему пропорционального регулирования финансовых организаций, предполагающую их условное разделение внутри определенного сектора на три группы: системно значимые организации, небольшие организации и прочие компании. По отношению к трем группам будут установлены различные требования.

7. Повышение квалификации лиц, профессиональная деятельность которых связана с финансовым рынком

Прежде всего, на основе международной практики будут проведены мероприятия, направленные на повышение качества подготовки преподавателей высшего профессионального образования. Необходимо также усовершенствовать образовательные программы, методики подготовки специалистов финансового рынка и программы по повышению их квалификации и переподготовке. 
Особое внимание будет уделено подготовке специалистов внутреннего аудита, стратегического планирования, управления активами и финансового консультирования, обеспечения кибербезопасности и корпоративного управления.

8. Стимулирование применения механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке

В качестве задачи рассматривается переход к дистанционному безбумажному взаимодействию, позволяющему сделать финансовый рынок доступным потребителям финансовых услуг в любое время вне зависимости от их местоположения или местоположения финансовых организаций. Для этого необходимо расширить систему дистанционной идентификации потребителей финансовых услуг со стороны финансовых посредников. 
Банком России выбран формат XBRL – современный формат передачи данных финансовой, надзорной и другой бизнес-отчетности.
Наличие общедоступной, детально проработанной базовой таксономии XBRL должно также значительно облегчить завершение работы по унификации отчетности поднадзорных Банку России организаций на основе Международных стандартов финансовой отчетности.

9. Международное взаимодействие в области выработки и внедрения правил регулирования глобального финансового рынка

Развитие международного взаимодействия и интеграционных процессов будет осуществляться Банком России совместно с международными организациями. В частности, такое сотрудничество будет направлено на обмен опытом в области регулирования финансовых рынков и надзора за профессиональными участниками финансового рынка.
Основное взаимодействие будет вестись в рамках «Группы двадцати», БРИКС, Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Совета по финансовой стабильности, Базельского комитета по банковскому надзору и Комитета по платежам и рыночным инфраструктурам, Международной ассоциации органов страхового надзора, Международной организации комиссий по ценным бумагам, Международной организации органов пенсионного надзора, Альянса за финансовую доступность и других.

10. Совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансового рынка

Прежде всего, планируется реализация мер, направленных на улучшение аналитических способностей Банка России по выявлению угроз финансовой стабильности. Речь идет о дальнейшем развитии инструментов ранней идентификации проблем как в деятельности финансовых организаций, так и на отдельных рынках финансовых активов.
Банк России продолжит внедрение риск-ориентированного регулирования, в частности посредством установления требований к собственному капиталу финансовых организаций с учетом профиля рисков.
Также будут продолжены мероприятия по созданию эффективной системы консолидированного надзора за финансовыми группами и снижению риска концентрации по инвестиционным вложениям финансовых организаций.

Эффективность реализации основных направлений

При условии успешной реализации описанных выше мероприятий Банк России ожидает, что к концу 2018 года отношение активов банковского сектора к ВВП будет находиться в пределах 120–125%, отношение капитала кредитных организаций к ВВП – около 11,5%, отношение кредитов экономике к ВВП составит свыше 70%. Что касается страхового сектора, то к 2018 году ожидается увеличение активов страховых организаций к ВВП до 2,2%, увеличение страховых премий (взносов) по договорам страхования до 1,5% ВВП.
Однако в условиях текущего экономического положения и состояния финансового сектора России, а также в силу сложности и инновационности некоторых реформ существует ряд факторов, которые могут привести к задержке реализации предлагаемых мероприятий. Необходимо учитывать геополитические риски, ограничения человеческими, финансовыми и организационными ресурсами в финансовой индустрии.
Новости