Статьи на русском

Нормативно-правовое регулирование аутсорсинговых услуг в Российской Федерации

Все виды экономической деятельности в Российской Федерации закреплены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001, ОКВЭД), который разработан Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. № 454 –ст. Такой вид экономической деятельности, как аутсорсинг, в ОКВЭД не указан. Понятие «аутсорсинг» не содержится в Гражданском Кодексе РФ.

Таким образом, понятие «аутсорсинг» в российском законодательстве отсутствует. Но такого рода деятельность в рыночной экономике России осуществляется.

Гражданский кодекс позволяет заключать договора аутсорсинга, отношения по которым оформляются в виде обычных договоров безвозмездного оказания услуг либо договорами подряда. Правила ст. 421 ГК РФ, отражающие принцип свободы договора, устанавливают, что стороны имеют возможность заключать договора, как предусмотренные законодательством, так и не предусмотренные, а также содержащие элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Договор в данном случае несет только обслуживающую функцию по отношению к экономическому содержанию процесса. Следовательно, «обслуживать» аутсорсинговые отношения могут различные формы договоров:

  1. непосредственно аутсорсинга (возмездного оказания услуг);
  2. договора подряда;
  3. договора франчайзинга;
  4. другие.

Пункт 2 статьи 6 Закона РФ «О бухгалтерском учете» устанавливает, что руководитель предприятия в зависимости от наличия объема работ имеет право «передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту». То есть, Закон РФ «О бухгалтерском учете» прямо дает разрешение на заключение договоров бухгалтерского аутсорсинга.


Налоговый кодекс РФ, в свою очередь, в подпункте 36 пункта 1 статьи 264 включает в число прочих расходов, связанных с производством и реализацией, «расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями». То есть, Налоговый кодекс РФ подтверждает право налогоплательщиков заниматься бухгалтерией не самостоятельно, а посредством аутсорсинга.

Следовательно, по всем вопросам, связанным с исполнением договоров бухгалтерского аутсорсинга следует руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, в том числе: Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «О бухгалтерском учете» № 129 и Гражданским кодексом РФ.

К несомненным основным достоинствам аутсорсинга следует отнести:

• высокое качество выполняемых работ;
• сокращение сроков выполнения работ;
• уменьшение затрат организации-заказчика;
• возможность экономии организационных ресурсов.

При обращении к аутсорсинговым услугам облегчается организационная структура компании (организации) и повышается эффективность ее управления. А профессиональный подход исполнителя повышает результативность, конкурентоспособность заказчика аутсорсинговых услуг.

Преимуществами, которые получает компания заказчик при использовании системы внешнего аутсорсинга любых процессов, являются :

  1. Снижение затрат на обеспечение деятельности (капитальных и текущих) и заработную плату работников;
  2. Более высокое качество выполнения бизнес-процессов за счет специализации аутсорсера на конкретном виде деятельности, доступ к передовым технологиям;
  3. Высвобождение внутренних ресурсов для других процессов:
• возможность концентрации компании на ключевых компетенциях;
• возможность концентрации менеджмента на стратегических ас¬пектах деятельности;
4. Более гибкая организационная структура.

Из недостатков внешнего аутсорсинга для компании-заказчика можно отметить:


  1. Рост издержек контроля выполнений функций, выведенных на аутсорсинг;
  2. Рост транзакционных издержек, связанных с увеличением времени на согласование вопросов между заказчиком и аутсорсером, и, как следствие, замедление реакции компании-заказчика на изменения внешней и внутренней среды организации;
  3. Необходимость адаптации структуры компании к работе с аутсорсером (изменение порядка документооборота, должностных функций и полномочий и т.д.).

Можно выделить следующие основные риски для внешнего аутсорсинга любых процессов:

  1. Риск ненадлежащего качества услуг аутсорсера и, как следствие, уменьшение экономических выгод (а, возможно, и устойчивости) компании-заказчика;
  2. Риск превышения затрат, связанных с внедрением и поддержани¬ем системы аутсорсинга, над экономией от аутсорсинга;
  3. Риск утечки информации из компании (в наибольшей степени про¬является при аутсорсинге учетных процессов);
  4. Риск налоговых претензий к компании-заказчику аутсорсинговых услуг.

При сравнении затрат на внедрение и поддержание аутсорсинга с полученными от него выгодами необходимо учитывать:

  1. Полные издержки на единицу продукции (услуги);
  2. Планируемые издержки на закрытие существующего подразделения;
  3. Изменение себестоимости других видов продукции за счет перераспределения постоянных затрат.

Дополнительным специфическим риском при внешнем аутсорсинге бухгалтерского учета признается отсутствие непосредственного контроля заказчика за составлением и сдачей отчетности.
Статьи